До ноября прошлого года в корзине расходов сковородинцев коммунальные услуги занимали чуть ли не самое последнее место. Поэтому здесь никогда не было митингов против повышения стоимости услуг ЖКХ, через которые прошли все города и районы области. За трехкомнатную квартиру жители Уруши платили всего 600 рублей, тогда как в поселках соседнего Тындинского района эта цифра давно перевалила за 5 тысяч рублей. Казалось бы, социальный подход администрации Сковородинского района должен был стать примером для подражания. Но на многочисленных совещаниях по вопросам ЖКХ сковородинцы всегда получали нарекания со стороны областных чиновников. Причина - местная власть в течение пяти лет искусственно сдерживала тарифы на ЖКХ. - В районном бюджете было достаточно денег для того, чтобы покрывать все расходы по коммунальным услугам, - объясняет председатель совета народных депутатов Сковородинского района Юрий Малахов. - Было время, когда железнодорожники начали погашать свою задолженность по налогам и выплачивать каждый месяц в местный бюджет по 40 миллионов рублей. В это же время были существенные поступления от строителей федеральной дороги Чита - Хабаровск. Когда же большие вливания закончились, начались проблемы. - Вот посмотрите на наши тарифы, - показывает расчеты экономист районной администрации. - Отопление - 2 рубля 10 копеек за квадратный метр, холодная вода - чуть более 21 рубля, техническое обслуживание - 90 копеек. Это ниже себестоимости в 15 раз. В администрации Сковородинского района тарифы на ЖКХ - больная тема, поэтому с корреспондентами об этой проблеме стараются не разговаривать, и получить комментарии практически невозможно. Однако в приватных беседах местные чиновники признаются, что во всем виноват популизм бывшего главы района Бориса Шалимова. Несмотря на значительные налоговые поступления, компенсировать расходы перед коммунальщиками становилось все труднее. В результате на начало сентября 2006 года сковородинцы должны были ОАО «РЖД» 80 миллионов рублей за оказанные услуги по тепловодоснабжению. Накануне отопительного сезона район был на грани катастрофы. Железнодорожники отказывались подключать дома к теплу. Только после вмешательства губернатора области на время удалось снять напряжение. - Было подписано трехстороннее соглашение между начальником Забайкальской железной дороги, губернатором и главой района в части списания 40 миллионов рублей задолженности в расчете на то, что в 2007 году котельные и водозаборы перейдут от железнодорожников в собственность поселений, - говорит Юрий Малахов. С приходом к власти нового главы Анатолия Гайнутдинова в Сковородинском районе было несколько попыток повысить тарифы на ЖКХ, но все они оказались неудачными. Прокуратура опротестовала решения районного совета народных депутатов, так как они противоречат постановлению Правительства РФ. - В июле 2006 года мы подняли тарифы на 29%, а, согласно федеральным нормативам, мы можем их увеличить один раз в год только на 19%, - разъясняет председатель районного совета. - Сейчас в суде рассматривается дело по тарифам. Мы объясняем прокуратуре, что если поднимать тарифы в год на 18 - 20%, то к стопроцентной оплате коммунальных услуг населением мы выйдем только через 19 лет. Если прокурор нас не услышит и наше решение отменят, что будет с районом, трудно сказать. Пока идет судебное разбирательство, жителям поселков Сковородинского района предлагают платить по новым расценкам, но большинство отказывается отдавать за коммунальные услуги больше тысячи рублей. - В нашем районе платят только 15 - 20% квартиросъемщиков, в основном это пенсионеры. Остальные отказываются нести деньги в кассу, выражая тем самым протест против повышения тарифов, - говорит управляющий домами ООО «Сковородино-5» Игорь Шекин. - Как бороться с неплательщиками, мы не знаем. С трудом собираем деньги только на зарплату. Сегодня в Сковородинском районе идет банкротство МУП ЖХК, полномочия по сбору платежей перешли к ООО «Стэк». Новая структура никоим образом не изменила положение с жилищно-коммунальным хозяйством в районе. Долги продолжат накапливаться. За три месяца перед ОАО «РЖД» вновь образовалась задолженность в 80 миллионов рублей. Местные коммунальщики практически не перечисляют деньги дистанциям гражданских сооружений Забайкальской железной дороги. Образовавшаяся задолженность не дает возможности железнодорожникам закупать уголь, производить ремонт котельных. В связи с этим было принято решение ввести ограничения на подачу воды. Сейчас в Сковородине горячую воду отключают с 8.00 до 18.00. Дорога готова перекрыть и холодную воду, но здесь признаются, что тогда в районе недалеко и до чрезвычайной ситуации. В 40-градусный мороз трубопроводы моментально перемерзнут - уже сегодня возникла масса проблем с ограничениями по горячей воде. Все эти годы не ремонтировался и жилой фонд поселков. Затопленные подвалы, дырявые крыши, разбитые подъезды - так сегодня выглядит большинство сковородинских домов. - В свое время, когда Забайкальская железная дорога передавала на баланс района жилые дома, железнодорожники перечислили несколько десятков миллионов рублей в местный бюджет на ремонт жилья. Но почти все деньги были потрачены впустую. Действовали разные схемы отмывания свалившихся миллионов, - поделился с корреспондентом «АП» чиновник районной администрации, попросивший не называть фамилию и должность. - Например, в ноябре 2005 года начали на всех домах в Сковородине стелить новый шифер. При этом никто не разбирался, текут крыши в домах или нет. Были потрачены миллионы рублей, но крыши как текли, так и продолжают течь. Надо было списать деньги, и решили это сделать с помощью шифера. Тогда даже специальная комиссия приезжала разбираться. В администрации района сейчас решают, как выйти из тупиковой ситуации с тарифами. Глава района по очереди со своим первым заместителем ездят в областную администрацию за советами, что делать дальше, на местах чиновники изучают опыт своих коллег из других городов, штудируют законы, касающиеся ЖКХ, и ждут, чем же завершится социализм по-сковородински.

Возрастная категория материалов: 18+