Однако, по оценкам аналитиков, именно наш регион обладает очень большим потенциалом для развития. Год назад Национальная Инвестиционная Группа начала изучение возможностей для инвестирования средств в экономику области. К работе был привлечен совет по изучению производительных сил (СОПС) Министерства экономического развития и торговли и Российской академии наук. На сегодняшний день подготовительная работа завершена, и речь идет о реализации крупнейшего инвестиционного проекта, который может дать мощнейший импульс развитию области, причем развитию не только экономическому, но и социальному. Наши козыри Прежде всего Амурская область имеет самую протяженную среди всех российских регионов границу с Китаем. Наш южный сосед - это не только производитель различных потребительских товаров, но и потенциальный покупатель сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, причем емкость китайского рынка практически безгранична. Не использовать этот фактор было бы крайне неразумно. Не менее важен и наш северный сосед - Якутия. Эта автономная республика обладает огромными запасами полезных ископаемых и весьма заинтересована в их переработке и реализации, как за рубежом, так и внутри России. Основное богатство Амурской области - лес. При правильной организации продажа продукции лесной промышленности может приносить на порядок больший доход, чем сегодня. В Амурской области есть вполне реальные возможности для возрождения и развития различных отраслей сельского хозяйства, причем не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. Миллиарды из Москвы, и не только Независимая Инвестиционная Группа не зря потратила год на изучение обстановки. Результатом проведенных исследований стала программа «Регион - Амур». Ее отличительной особенностью, на сегодняшний день уникальной, стало то, что речь идет не просто о финансовых вливаниях в отдельные предприятия и отрасли, а о комплексном развитии экономики и социальной сферы Амурской области. Программа включает в себя проекты с разными сроками окупаемости: некоторые дадут прибыль достаточно быстро, другие - несколько позже, а некоторые вообще сами по себе не должны приносить деньги, но зато помогут общему развитию экономики региона. Общая сумма инвестиций, которую еще прошлым летом озвучил генеральный директор ОАО «НИГ» Михаил Новиков, должна составить около 5 миллиардов долларов. Первоначально столь масштабная сумма вызвала у многих в области скептическую усмешку. Однако сегодня представители НИГ говорят уже о вполне конкретных проектах, в которые они готовы вкладывать деньги. - Мы не хотели давать пустые обещания, говорить пустые слова, - говорит Армен Саакян, один из руководителей НИГ. - Было проделано много работы, был выбран стратегический партнер в банковской сфере - Чешский экспортный банк, были выбраны партнеры по различным направлениям. И на сегодняшний день есть реальная программа и стратегия. Теперь мы можем о ней открыто говорить. Список предлагаемых инвесторами проектов впечатляет, а об основных направлениях программы следует поговорить подробнее. Кругляка не будет Самый крупный из запланированных проектов - создание в области предприятий по глубокой переработке древесины. Предполагается, что экономически маловыгодные поставки кругляка будут полностью прекращены. НИГ уже разработала новую концепцию развития лесного хозяйства области. При этом компании, входящие в НИГ, получили право на заготовку двух миллионов кубометров и готовы работать как сами, как и через те предприятия, которые уже имеют опыт работы в Приамурье. Причем второй вариант для НИГ наиболее интересен. - Завязаны Азия, Ближний Восток и внутренний рынок России, - сообщил Армен Саакян. - На встрече с заместителем губернатора провинции Хэйлунцзян и с замминистра коммерции Китая мы дали им понять, что если китайцы хотят сотрудничать в рамках партнерства, то им необходимо уже сейчас думать о заказах. Мы сказали и о том, что кругляк мы поставлять не будем - мы продвигаем именно эту позицию, поддерживаем ее и в Госдуме, и в других инстанциях. К переработке леса также проявили интерес японцы и страны Ближнего Востока. Они готовы поставлять свои технологические линии и получать продукцию - 250 тысяч кубометров в год. В Белогорске готовится строительство колоссального комбината по переработке леса. Общая сметная стоимость этого проекта - более 500 миллионов долларов. В 2009 году комбинат должен выйти на проектную мощность в 2 миллиона кубометров леса в год. Соя и все остальное Другое важное направление - возрождение сельского хозяйства. Наиболее привлекательным здесь представляется выращивание сои, благо природные условия позволяют. Спрос есть и в России, и в Китае, и в Японии. Вице-мэр Хэйхэ на встрече в СОПС высказал крайнюю заинтересованность в закупках этой культуры. - Мы считаем, что кощунственно оставлять те земли, которые сегодня заброшены, - считает Армен Саакян. - Надо развивать сою, рапс и ряд зерновых культур, надо возрождать птицеводство, в частности производство мяса индейки, надо восстанавливать животноводство. Растениеводство и животноводство должны «подтянуть» за собой и переработку. Аграрный нацпроект по развитию животноводства в Приамурье показал хорошие результаты - была правильно выбрана стратегия, и это замечательно. Но развитие должно подразумевать и глубокую переработку продукции - продавать в соседние регионы колбасу и деликатесы выгоднее, чем торговать мясом. То же самое касается глубокой переработки рапса и сои, в которой заинтересованы немецкие партнеры НИГ. Первым делом самолеты Отдельное направление программы «Регион - Амур» - модернизация транспортной инфраструктуры. Сегодня главными воротами области является аэропорт Благовещенска, который и планируется развивать в первую очередь. Прежде всего это касается введения в строй второй взлетно-посадочной полосы. - Вторая взлетно-посадочная полоса являлась собственностью частной компании, и мы два года не могли ее вернуть себе, - говорит вице-губернатор Амурской области Александр Гордеев. - Они заламывали сумму порядка 170 миллионов рублей, а у области, во-первых, нет таких денег, а во-вторых, никто не может доказать, что они эту сумму в полосу действительно вложили. В НИГ сообщили, что вопрос о передаче недостроенной ВПП-2 решить удалось, и к 2010 году она должна войти в строй. К этому же времени начнет работу новый терминал, который должен дать толчок развитию туризма. Заказано 8 новых самолетов Ту-204 (4 грузовых и 4 пассажирских), что позитивно скажется на развитии регионального воздушного флота. - Эти самолеты ничем не уступают импортным аналогам, это флагман отечественного авиапрома, и на сегодняшний день их тяжело приобрести - заказы расписаны до 12-го года, - утверждает Армен Саакян. - Нам очень повезло с таким предложением. При подсчете экономики авиапарк от одного производителя более экономичен и эффективен. Сейчас идет подготовка экипажей и технической базы. Учитывая, что это новые, а не бывшие в употреблении самолеты, их ресурс гораздо выше. НИГ поставила задачу к июню запустить рейсы на Тынду, Зею и Экимчан. В перспективе планируется открытие рейсов на Якутск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Кемерово, Иркутск, Новосибирск, Харбин и Пекин. В небе и на земле Впрочем, планы не ограничиваются модернизацией аэропорта. Ключевым моментом всей инвестиционной программы, разработанной Национальной Инвестиционной Группой, является комплексное развитие всей транспортной системы области - без этого попросту невозможно развивать промышленность и сельское хозяйство. И в этой сфере предлагается реализовать уникальную схему частно-государственного партнерства. Государство оказывает помощь: дает средства из инвестиционного фонда на строительство, например, дорог, а инвестор вкладывается в инфраструктуру конкретного проекта. По такой схеме будет финансироваться строительство моста в Китай, берегоукрепление Амура и аэропорт. - В регионе должны быть достойные воздушные ворота с нормальными взлетно-посадочными полосами, - считает Константин Марков, один из разработчиков программы «Регион - Амур». - Мы готовы вложить серьезные деньги, понимая, что прямой выгоды мы, может, и не получим, но развитие этой инфраструктуры повлечет за собой другие проекты. В итоге в выигрыше оказываются все стороны. Центральные власти получают развитие дальневосточной области, область получает инвестиции, а инвесторы в перспективе должны получить прибыль от проектов. Тот самый мост Идея строительства моста через Амур обсуждается давно. Первоначальный проект автомобильного моста в НИГ посчитали не соответствующим потребностям региона и поручили СОПС разработать новый проект совмещенного (автомобильного и железнодорожного) моста. В отличие от существовавшего ранее подхода, НИГ считает, что мост должен стать не просто переходной зоной, а транспортной артерией, которая даст толчок развитию транспорта, логистики, таможни и росту товарооборота между странами. Но пока не будет четкой картины того, что мы будем экспортировать в Китай и пока товарооборот не превысит 12 миллионов тонн в год, смысла строить мост нет. - Хэйхэ за последние годы у нас стал считаться практически своим городом, - говорит Армен Саакян. - Но надо понимать, что по Амуру идет граница с государством, которое по численности населения в 10 раз превышает нашу страну. Соседей нужно уважать, но в то же время понимать, что просто так открывать границу нельзя. При нынешних проектах и нынешних условиях мост выгоден только одной стороне. Нет смысла открывать ворота для ширпотреба и всего того, что Китай пытается нам навязать и завезти. - Китайская сторона заинтересована в сое, лесе, но они понимают, что кругляк им уже не повезут из-за повышения пошлин, - утверждает Константин Марков. - Поэтому они соглашаются брать готовую продукцию. Им объяснили, что если они хотят иметь переход, то необходимо продвигать идею совмещенного моста и гарантировать объемы закупок. Россия поставила им жесткие условия, и я считаю, что это правильно. И промышленность тоже Именно недостаточное развитие транспорта сдерживает сегодня развитие промышленности в Амурской области. Это касается и возможных совместных проектов с Якутией, обладающей огромными запасами полезных ископаемых. По мере развития транспортной инфраструктуры станет возможной и реализация крупных промышленных проектов. - Возможно создание металлургического предприятия, которое будет кооперировано с добычей полезных ископаемых в Якутии, - считает Константин Марков. - Наши северные соседи давно об этом мечтают, но пока все упирается в транспортную инфраструктуру. Якутия очень серьезный регион, который готов вкладывать немалые средства. Там очень разумное правительство, в котором хорошо понимают, какие несметные богатства у них хранятся и то, что их нужно добывать и вывозить. Не бизнесом единым Инвестиции инвестициями, но НИГ не стоит в стороне и от культурной жизни области. Инвестиционная группа была генеральным спонсором прошлогодней «Амурской осени», поддержит фестиваль и в этом году. - С президентом «Амурской осени» Сергеем Новожиловым мы разрабатываем проект нового формата фестиваля «Амурская осень», - говорит Армен Саакян. - Это будет немного другой фестиваль: гостей будет меньше, но это будут наиболее востребованные, «модные» артисты. Традиционную программу показов фильмов и спектаклей, творческих вечеров планируется разбавить проведением показов мод. Решили не разрывать фестиваль китайской его частью - в соседнее государство звезды отправятся уже после завершения программы в Приамурье. Совместно с ректором Дальневосточного института бизнеса, вице-президентом Творческого союза художников России по ДФО Натальей Грызловой НИГ готовит проект, посвященный культурному наследию. Работать вместе Готовность НИГ привлекать большие деньги в экономику Приамурья во многом связана с тем, что руководство области изначально проявило заинтересованное и конструктивное отношение к проекту. - Мы хорошо взаимодействуем с федеральными органами, благодарны всем амурчанам за поддержку и понимание, спасибо областной администрации, которая участвует в этой работе, - сказал Армен Саакян. - Посыл и задача губернатора Леонида Короткова нам очень понравились. Он тщательно рассматривал все предложения, детально в них разбирался. Хотелось бы предложить губернатору возглавить рабочую группу программы «Регион - Амур», с ним было бы проще по этим проектам работать. С тем подходом, который есть у губернатора, это было бы правильнее. Городские и районные власти также подходят к инвесторам с разумных позиций. Так, например, глава администрации Белогорска Александр Ходунов заинтересован не столько в размещении производства, сколько в строительстве жилья и социальных объектов. - Количество работающих будет более тысячи человек, а это и хорошо оплачиваемые рабочие места, и налоги, - полагает Александр Ходунов. - Мы настаиваем на том, чтобы инвесторы строили жилье для рабочих, а также хотим заинтересовать их в строительстве стадиона. Деньги же можно потратить на строительство новых больничных площадей, а можно вложить их в тренажерные залы. И тогда горожане будут следить за здоровьем и станут меньше болеть. Кстати, НИГ собирается заниматься и жилищным строительством. Правда, это будут не коммерческие проекты, а возведение квартир для своих сотрудников. - Белогорску в этом плане повезло больше из-за инфраструктуры и географического положения, - заявил мэр Свободного Роберт Каминский. - Но у нас есть свои планы по освоению близлежащего Гаринского железорудного месторождения, по ряду других проектов. - Каждый проект, который предлагается, будет изучаться, рассматриваться с точки зрения эффективности, - рассуждает мэр Благовещенска Александр Мигуля. - Но то, что компания зарегистрирована в областном центре, это хорошо. Начало большого пути Реализация программы «Регион - Амур» сама по себе самым решительным образом способна изменить экономическое положение в области. Основная ее особенность - ориентация на масштабные и долгосрочные проекты, а следовательно - на гармоничное развитие и экономики, и инфраструктуры, и социальной сферы региона. - Мы не гонимся за тем, чтобы быстро продать и быстро заработать, - уверяет Армен Саакян. - По проекту с нашей стороны основные вложения будут делаться в основном до 2010 года, и только затем мы рассчитываем на первую прибыль. По расчетам руководителей НИГ, им по силам к 2010 году сократить уровень дотационности областного бюджета до 5 - 10%. Остальные деньги к этому времени область будет зарабатывать самостоятельно. Но и это еще не все. Экономический рост увеличивает инвестиционную привлекательность региона, и вполне возможно, что реализация программы станет лишь первым шагом на долгом пути к успеху. И не исключено, что уже в не столь уж отдаленном будущем Благовещенск, наряду с Хабаровском и Владивостоком, станет одним из главных экономических и культурных центров Приамурья и Дальнего Востока. По крайней мере, очень хотелось бы в это верить.

Возрастная категория материалов: 18+