Зачастую муниципальные власти недвусмысленно обвиняются в сознательном нарушении регламента и подтасовках. Ситуация, в которой оказалась частный предприниматель из Зеи, с полным основанием может претендовать на статус детективной истории с элементами заказа. «В прошлом году, - рассказывает Лина Кауц, - в рамках подготовки к учебному году управление социальной защиты населения разместило в местной газете объявление о запросе котировочных цен на комплекты детской одежды для малообеспеченных семей города. Я подала котировочную заявку, хотя знакомые сразу предупредили, что дело это безнадежное, поскольку победитель заранее известен. В то, что такое может быть, я тогда, откровенно говоря, не верила». Однако действительность на поверку оказалась далека от наивных представлений нашей читательницы. «Мои знакомые оказались правы. Результаты конкурса подтвердили первоначальные предположения: победила озвученная в кулуарах кандидатура (назовем ее Котовой)». Свою позицию заказчик - управление соцзащиты - аргументировал тем, что победитель предложил более низкие цены. Какие и насколько, осталось тайной за семью печатями: другим соискателям об этом просто не сообщили. Известно лишь, что общая стоимость лотов составляла 200 тыс. рублей. Из чего Лина Кауц, предприниматель со стажем, имеющая опыт работы с социальными заказами, сделала нелицеприятный вывод: организаторам конкурса «есть что скрывать». Аналогичным образом завершилась попытка предпринимателя принять участие в конкурсе на поставку детских товаров для социально незащищенных семей района. Здесь цена вопроса составила 300 тысяч рублей. - В конкурсе участвовало три предпринимателя. При вскрытии конвертов (процедура проходила 1 августа прошлого года) обнаружилось, что только мой пакет документов оформлен должным образом и снабжен сертификатами соответствия (условие, которое при поставках детских товаров отслеживается наиболее жестко). 8 августа управление соцзащиты запросило у меня информацию о размерах детской одежды и обуви. Фактически это уже являлось подтверждением о допуске меня к конкурсу. Однако уже 9 августа официальным письмом меня уведомляют о том, что к участию в конкурсе я все же не допущена. Поводом для отказа стала частичная поставка по лоту № 3 и не осуществленная поставка по лотам №№ 4 и 5 получателям. Претензия, по мнению предпринимателя, абсолютна лишенная оснований, ведь в проекте муниципального контракта четко сказано, что прием товаров осуществляет заказчик, т. е., управление соцзащиты. По непонятным причинам предложение предпринимателя самостоятельно доставить товар в близлежащие населенные пункты, а в дальних организовать выездную торговлю, заказчик оставил без внимания. В итоге договор был заключен все с той же Котовой, как с единственным участником. «Моя жалоба в антимонопольное управление была оставлена без рассмотрения на том основании, что были пропущены сроки: на обжалование закон дает 10 дней. Но о каком нарушении сроков может идти речь, если учесть, что конверты вскрывали 1 августа, извещение о недопуске меня к конкурсу я получила 10 августа, а жалобу подала 12-го? Обращение в прокуратуру тоже ни к чему не привело. Помощник прокурора не заметила в контракте положение о том, что товар заказчик должен получить у поставщика сам». Однако предприниматель на этом не остановилась и предприняла свое собственное расследование. Проведя экспресс-мониторинг китайского рынка в Благовещенске, обнаружила интересные вещи: товары (заметим, отнюдь не лучшего качества), которые китайские продавцы, особо не торгуясь, сбрасывали за полтинник, у победившей в муниципальном конкурсе г-жи Котовой шли по 200 рублей: «При наценке в 400 процентов любой откат выдержишь», - горько иронизирует автор письма в редакцию. При этом напомним, товары предназначались детям из малообеспеченных семей, в том числе многодетных. «Я поговорила с жительницами отдаленных сел (у некоторых из них по пятеро детей), попавших в «сферу обслуживания» Котовой. Их общее мнение: товары, которые привезла предприниматель, выбором не отличались. Не хватало самого необходимого: маечек, носков, колготок. Пришлось самостоятельно докупать нужное. Мне в селах прямо говорили, что хотели бы иметь возможность самостоятельно выбирать вещи в райцентре. И не китайские неликвиды, которые через полгода приходят в негодность, а отечественного производства». При этом выяснился еще один любопытный факт: «Глава администрации одного из сел интересовался в управлении соцзащиты, почему привезли некачественные вещи. На что чиновники ему ответили: потому что больше никто в конкурсе не участвовал». Теперь, приходит к неутешительному выводу предпринимательница, меня никто не убедит, что конкурсы проходят честно. И ни в одном конкурсе я больше участвовать не буду (не хочется терять время, чтобы потом чувствовать себя лохом). - На рассмотрение подобных жалоб законом действительно отводится 10 дней, - подтвердили в управлении Федеральной антимонопольной службы по Амурской области. - Однако на практике нередки случаи, когда заказчик (муниципалитет) несвоевременно публикует протоколы конкурсных комиссий. В подобных случаях участники конкурсов оказываются заложниками ситуации, поскольку не укладываются в сроки по независящим от них причинам. К сожалению, мы здесь мало чем можем помочь. Даже если наша служба примет положительное решение, его отменит суд. С той же аргументацией: нарушение сроков. Но в любом случае, напомнили в управлении ФАС, заявитель должен помнить, что у него есть право обжаловать любое решение, в том числе и принятое антимонопольным управлением. К слову, за нарушение процедуры проведения конкурса и сроков публикации всей необходимой участникам информации предусмотрен административный штраф. Но накажут обидчика опять же только в том случае, если жалоба будет подана вовремя. В настоящее время контролирующие структуры выступают с инициативой внести в федеральное законодательство коррективы, которые могли бы существенно помочь предпринимателям более качественно отстаивать свои права. В частности, предлагается передать функции третейского судьи в разрешении подобных споров от муниципалитетов субъектам Федерации. - Когда жалоба на нарушение закона возвращается к тому, кто этот закон нарушил, ни о каком справедливом разрешении конфликта не может быть и речи, - уверены специалисты. Контролирующие структуры выступают с инициативой внести в федеральное законодательство коррективы, которые могли бы существенно помочь предпринимателям, участвующим в муниципальных конкурсах, более качественно отстаивать свои права. В частности, предлагается передать функции третейского судьи в разрешении споров от муниципалитетов субъектам Федерации.

Возрастная категория материалов: 18+