Которые, честно говоря, братьям-тайцам удаются порой лучше, чем всем остальным коллегам по созданию фильмов в этом жанре. Но злость и разочарование — коктейль сильного, быстрого и кратковременного действия, и после того, как сосчитаешь до десяти, как советуют все психологи мира, в «посланниках» проявляются стороны, невидимые зрителю, пришедшему в комнату страха, а попавшему в лавку древностей. А чего вы хотели? Для начала вспомним, что до данной премьеры братья Пан работали в Гонконге и дома, и в данном жанре, который зовется джей-хоррором, сделали целых три части «Глаза». Первый из которых еще мог чем-то удивить зрителя, а два последующих быстро оказались среди кровавого мусора, который показывают по вечерам на Рен-ТВ. Все потому, что любая идея в духе «что-то случилось и теперь я вижу мертвецов» появляется на свет уже немного испорченной и от дальнейшего использования отнюдь не становится свежее. Так происходит с любой серией азиатских страшилок, равно как и с их голливудскими ремейками. Как только дело касается части номер два — все, пиши пропало, работа над ошибками, в которой никто не нуждался. Поэтому от «Посланников» по крайней мере наивно было ожидать каких-то новых слов, образов и сюжетных ходов. С тех пор как «Звонок» шокировал миллионы, еще никто не придумал каких-то новых приемов в этом жанре — да и создатели «Звонка» тоже не были первопроходцами, а просто удачно привлекли внимание к своему детищу с милым русскому сердцу именем Самара. Так что прежде чем полоскать братьев, которые вовсе не так просты и прямолинейны, как кажется, надо понять: скрип половиц, закрытая таинственная дверь, птицы-психопомпы и, конечно же, отвратного вида мертвецы, часто детского возраста — все это использовалось и будет использоваться в фильмах, предназначение которых — пугать. Братья Пан просто собрали в кучу столько чужих узнаваемых фишек, что это действительно раздражает. Но не стоит торопиться с выводами. Режиссер сверхрекордного третьего «Человека-паука» Сэм Райми тоже ведь не деревенский чурбан, непонятно как оказавшийся в списке первых людей Голливуда. И вряд ли он стал бы продюсировать картину братьев Пан только потому, что неравнодушен к ужастикам среднего класса — уровень не тот. Можно с изрядной долей уверенности предполагать, что и град пинков, который критики обрушили на всех, кто имел отношение к созданию «Посланников», он предвидел — и все же его имя значится в титрах. Да, конечно, я не забыл, что провального «Бугимена» Райми тоже записал на свой продюсерский счет. Но он в России-то, может, и провальный, а в США собрал два своих бюджета, что для дурацкого фильма ужасов не так уж и плохо. Таким образом, получается следующая картина: либо братья Пан бездарно провалили свой голливудский дебют, не понимая, что их фильм зритель уже видел, только по частям, а недальновидность Сэма Райми не знает границ, либо в «посланниках» все-таки что-то есть. Осталось только понять, что — потому что фильм ужасов это, действительно, очень и очень средний. Все как в кино Если отвлечься от всех вышеперечисленных факторов и представить себе зрителя, который не видел еще ни «Проклятия», ни «Звонка», ни «Ужаса Амитивилля», можно уверенно ждать его после сеанса с таблетками валерьянки и утешительной речью. Испугается, да еще как — в «Посланниках» известные приемы использованы отнюдь не как попало, и при этом присутствие зла в них ощущается гораздо сильнее, чем в предшествующих хоррорах. Так что если зритель и не пугается, то только по той причине, что ждет чего-то новенького и страшненького с подливкой из крови. Ему же предлагается стандартнейший набор: семья из четырех человек, купившая подозрительного вида дом в глуши, где окромя подсолнухов и ворон ни за что не цепляется взор, а если и есть соседи, то какие-то сомнительные. Тем не менее семейство прется в эту глухомань с ослиным упрямством, потому как в локальном Датском королевстве все не так и надо успокоиться, подумать и побыть одним. А заодно наделать подсолнечного масла на пятьдесят лет вперед. С одиночеством, конечно, получается плохо, потому как в доме этом уже случилось чудовищное убийство, да не одно, а беспокойные духи, как известно со времен «Жучиного сока», всегда рады попугать тех, кто вселяется на их бывшую жилплощадь. По всем законам жанра младший член семьи, трех лет от роду, является тем самым противным ребенком, который не только не говорит ни слова, хотя давным-давно пора, но еще и норовит видеть мертвых соседей по квартирке в каждом углу, показывает на них пальцем и вносит тем самым еще большее смятение в сложное новоселье. Кстати, продюсеры называют это «попыткой предупредить». Ну, что из этого выйдет — смотреть надо. Дальше сюжет по идее должен разгоняться нагнетанием паники в семье и ужаса в зрительном зале — то есть призраки обязаны проявляться по нарастающей. Мальчик должен убедить сестру в том, что не просто показывает пальцем в стену, а родители, зависшие на уровне «развод или все пройдет» — не верить детям и делать вид, что все происходящее было продумано ими еще две недели назад. Ну и все это до тех пор, пока даже папа (папа в таких случаях оказывается тупее всех, что, по всей видимости, демонстрирует преимущество женской психики над мужской в экстремальных ситуациях) не понимает, что дело дрянь. После этого данный автобус чаще всего поворачивает в сторону хеппи-энда с минимальными жертвами — собственно, вот и сейчас. Естественно, что подобный сюжет не может вызвать положительных эмоций ни у опытного зрителя, ни уж тем более у критика. Играть в «угадай, где это уже было» с искренним чувством удовлетворения способен далеко не каждый сидящий в зале — не тот был старт. Отсюда и раздражение — оно на самом деле уже давно накопилось, потому что фильмы, из которых взяты все эти заморочки, сами по себе не были никакими шедеврами — что, к сожалению, вообще свойственно большинству ужастиков, что же тут поделать. Миссия выполнена И все-таки стоит отвлечься от залапанного многими пальцами сюжета и посмотреть на фильм глазами зрителя, которого интересует режиссура, а не сценарий, визуальный ряд или актерская игра, которая, кстати, неплохо играет на руку братьям Пан, как это ни странно. Поклонники Дэвида Финчера и всего, что он успел сотворить, шли на «Комнату страха» не из-за сценария и не из-за жанра, в котором был снят фильм — прошло время, улеглись споры, и скоро они пойдут на «Зодиака» с тем же настроем, который называется верой в режиссера и любопытством, основанном на этой вере. Конечно, братьям Пан пока не дано похвастаться такой армией фанатов — не тот уровень, да и надо для этого снять пару-тройку фильмов, которые потом будут называть культовыми, чтобы говорить о вере. Ситуация в данном случае другая — «Посланников» можно назвать своеобразной заявкой тайских режиссеров перед нормальным последовательным завоеванием как Голливуда, так и зрительской аудитории. Посудите сами — выходит фильм, о котором так или иначе будут говорить, что само по себе хорошо, потому что никакие картины исчезают из графы «предмет обсуждения» через неделю после премьеры. И вот что получается: во-первых, братьям известны вкусы массовой зрительской аудитории, причем известны хорошо. Иначе такое количество разочарованного народа не сетовало бы на тысячах Интернет-ресурсов на обрушение надежд на фильм. Значит, были надежды — какие, позвольте? На джей-хоррор? Смешно. Во-вторых, братьям весело — причем весело по-настоящему, иначе не стали бы они, опытные уже режиссеры, набивать «Посланников» ходами самых разных коллег, как подушку перьями. Это скорее выглядит как — ну посмотрите, и мы умеем показывать, как по потолку, похрустывая суставами, аки Самара в японском варианте, ползает призрак, а на стенах расползаются давно выцветшие пятна. Что уж говорить о воронах и подсолнухах, эквивалентных знаменитому злаку из «Детей кукурузы» Кинга, «Знаков» Шьямалана и других, куда более ширпотребных картин. А то что юмор получается какой-то несмешной — так всем не-азиатам «Королевская битва» казалась триллером, а азиатский зритель веселился. Вот вам и вся загадка провального и нелепого фильма. Что бы ни сделали братья в Голливуде после этого, включая «Время убивать» с Николасом Кейджем, который появится на российских экранах в феврале будущего года — это уже не будет похоже на «Посланников». Потому что они свое дело сделали, послужив чем-то вроде гайки, которую бросали сталкеры Стругацких на тропу перед собой — на всякий случай. Единственная задача, которая так и останется невыполненной, — это объяснить идущим следом, что так больше снимать не надо. Все равно будут. Больно призраки заманчивы да методы отработаны. А там и новые маленькие Самары народятся — знай себе колодцы обходи.

Возрастная категория материалов: 18+