«Амурская осень», к встрече с которой сейчас готовится Приамурье, немного сдвинула открытие сезонов в амурских театрах. Театр актера и куклы занят репетициями и гастролями - вчера актеры выступали перед юными зрителями Екатеринославки. Накануне состоялся наш разговор с Петром Александровичем - о том, как меняется театр и какими проблемами он сейчас живет. - Вы работаете в амурском театре 20 лет. Какой путь прошел театр за это время? Что изменилось? Что стало лучше, что хуже? - Зритель в глубине души остался таким же. К нам приходит зритель неискушенный, который ничем не испорчен. Даже телевидением. К нам даже полутора-двухлетние ребятишки сегодня приходят. Они очень восприимчивы. Их привлекают свет, цвет, звук. По мере взросления они начинают вникать в содержание. Если еще 20 лет назад у нас была установка до пяти лет детей в театр не пускать, то теперь строим так репертуар, чтоб можно было заинтересовать 2 - 3-летнего ребенка. И если полуторагодовалого в театр принесли (слово привели здесь не очень подходит), мы разрешаем зайти в зал, но предупреждаем, чтобы садились поближе к выходу. - Почему же детей до пяти лет в театр не пускали? - Потому что советская педагогика считала, что это вредно для психики ребенка - ничего не поймет, напугается. А сейчас, конечно, мир изменился. И дети под воздействием телевидения и компьютеров взрослеют раньше. Те спектакли, которые в пять лет воспринимались детьми, сегодня, оказывается, и трехлетним понятны. Изменились и родители. Раньше мамы и папы в разговорах с детьми не касались тем, которые сейчас возникают. Страна изменилась, социальный строй и психология человека - тоже. Но чем уникален российский театр - он всегда обращался к душе и сердцу человека. Неважно, взрослый это или ребенок. - Репертуар театра меняется? - Незначительно. Чем хорош театр кукол - у нас можно снова и снова возвращаться к старым спектаклям. Та же сказка «Машенька и медведь» - это же вечное. Одно поколение выросло, мы этот же спектакль для следующих народившихся детей восстанавливаем. Правда, накладывает отпечаток наше суетное злое время. Еще лет 30 назад появилась пьеса «Таинственный гиппопотам». Львенок ищет друга, таинственного гиппопотама, они идут с Бегемотиком по стране и встречают на пути злых героев - Удава, Павлина и других, и каждый по-своему коварен. И каждому что-то нужно от маленькой личности - все хотят его либо съесть, либо купить, либо уничтожить. 30 лет назад это воспринималась так: ну кое-где иногда бывают вот такие нехорошие характеры. А сейчас спектакль снова у нас в репертуаре, и это все воспринимается как чистая жизненная правда -ребенок подвержен таким опасностям и соблазнам в современном обществе, что ужас. К сожалению, это наша реальная жизнь. Если это серьезно играть, серьезно доносить до ребенка, то будет легче и ребенку, и взрослому. Мы очень приветствуем, когда на спектакль ребенок приходит с родителями, чтобы можно было поговорить, чтобы после спектакля дети подошли и потрогали этих кукол. И чтобы дома потом обсудили с родителями увиденное. Это же семьи сближает! Недаром в театре у нас всегда был педагог. Сейчас, к сожалению, нет. Но мы бьемся, чтобы снова ввести эту должность в штат. Эту функцию на себя взяли наши молодые актеры. В прошлом сезоне перед спектаклями они играли с маленькими зрителями в разные игры. В новом сезоне будут готовить целевые развивающие программы. Хочу вернуть музыкальные уроки, которые у нас были. Музыкально у нас дети не развиты. «Муси-пуси» они поют, а детские песни, кроме «Голубого вагона», не знают. Жаль, что аппаратура плохая у нас. Это стыд просто. Сейчас, когда везде, у многих даже дома, такая современная звуковоспроизводящая аппаратура, у нас нечто, оставшееся с прошлого века. Но в театре идет ремонт, и есть надежда, что когда он завершится, дойдет очередь до оснащения современным оборудованием. - Планируете ли вы работу со школами? - Огромного труда стоит уговорить учителя, чтобы он привел детей к нам. Хотя педагоги сами возмущаются, что дети ничего не читают и ничем не увлекаются. Мы готовы работать для каждой школы. ТЮЗа в городе нет, но у нас же появился молодежный театр. Завершился проект «Театр. 21-й век», его выпускники с уникальной квалификацией - артист театра актера и куклы - работают у нас, с ними мы ставим спектакли для подростков. И мы готовы брать школу и работать с ней хоть целую неделю - показывать спектакли для младших и для старших классов, и отдельно - для учителей и родителей. У нас и по программным произведениям есть постановки. Почти 30 спектаклей в репертуаре - это же очень много. - Часто можно услышать, что театр кукол - специфический вид искусства, современным «компьютерным» детям неинтересный. - Глупости это. У нас подростки приходят на «Черно-белые метаморфозы», сидят почти полтора часа и не шелохнутся, хотя по форме это вещь сложная, сюжета практически никакого. Но это новое, свое, где можно и посмеяться, и подумать, и всплакнуть, глядя на светящиеся руки актеров или платочки, которые оживают и рассказывают свою, пусть простую, но все же человеческую историю. Ведь суть театра - достучаться до сердца. Для подростков авторитетов нет - и папа плохой, ругается, и мама требует много, и вот они такие обиженные и гордые приходят в театр и видят: белое легко может стать черным. Но белое обязательно вернется. Я противник спектаклей, где сплошная безнадега и «чернуха». В нашем театре такого никогда не было и не будет. Привезли мы как-то «Метаморфозы» в Среднебелую. С утра показывали детские спектакли, а после обеда - для старшеклассников. Вижу - стоят парни, обсуждают: или банку пива купить за 50 рублей, или билет на спектакль. Но все же оказались в клубе. Они потом с круглыми глазами уходили. Они же раньше ничего подобного не видели, они не знали, что такое театр. Для них все искусство - это шоу-бизнес. Шоу-бизнес должен быть, но театр - это же совсем другое. Ладно, эти ребята, которые вообще мало что видели в жизни. Плохо, когда руководители наши начинают путать российский театр, которому почти 300 лет, и шоу-бизнес, созданный на потребу дня, и предъявлять к ним равные требования. Театр никогда не был и не будет коммерческим, потому что он живет своей жизнью и живет для людей. Наш - для Благовещенска. 125 лет будет театру драмы. Ведь не ради хохмы ставили в строящемся городе «Ревизора» 125 лет назад. Говорят, что зрителю надо, чтобы было смешно и приятно. А надо ли? Может быть, он ждет честного и доверительного разговора по душам? Мы перестали задумываться в театре. Это плохо. А потом спрашиваем: почему у нас такие жестокие дети? Потому что их никто не учит думать. - Может, вашему театру надо чаще ездить по области, чтобы исправить ситуацию? - Да мы и так стараемся. Когда вырываемся на серьезные гастроли (в Тынду, Белогорск, Шимановск), иногда складывается впечатление, что там нам не очень рады. Только и слышим: у нас нет денег, у нас на это не пойдут, у нас это не любят. Вот Ивановка рядом, а мы с ней не дружим. В детский дом-интернат в этом райцентре, с которым дружим, ездим, и на этом все. А Ивановке себя предлагаем - нет, не надо, не собрали денег. Ну что такое - не собрали? Аттракцион в парке, где ребенок пять минут катается, стоит 50 рублей и наш спектакль столько же. Так спектакль час идет, там сколько актеров занято! Я не про прибыль - театр никогда не был с прибылью. Малообеспеченных детей мы пускаем всегда бесплатно. Если мы играем спектакль в детсаду, там из сотни детей четверть обязательно смотрят бесплатно. Нельзя же так - вся группа ушла на сказку, а ребенок сидит один и плачет, потому что мама денег не дала. Мы не о прибыли заботимся, нас волнует отношение. У меня ощущение, что у нас к театрам отношение не трепетное. А нужно трепетное. Потому что здесь работают очень ранимые и при этом очень талантливые люди. - Приближается «Амурская осень». Театр будет принимать в ней участие? В прошлые годы на базе театра проходили мастер-классы для актеров. - От мастер-классов мы бы и в этом году не отказались. А вообще, на «Амурской осени» мы не нужны никому. Плохо, что погиб фестиваль «Благая весть», который проходил в Благовещенске несколько лет назад. Городу его не потянуть, но если бы он шел по всему Дальнему Востоку, это было бы здорово. Ведь во всех федеральных округах, кроме нашего, такой фестиваль есть. Театры региона друг с другом практически не общаются. Раньше на фестивалях, на гастролях общались. В этом году были 10-дневные гастроли во Владивосток - ну вывезли два спектакля, и что? Гастроли - большое вложение денег, профессиональный пиар. А у нас в театре даже видеокамеры нет, чтобы собственный ролик записать. - Год назад театр поменял статус - стал театром актера и куклы. Что изменилось в связи с этим? - Слава богу, нам удалось завершить проект «Театр. 21-й век» - уникальный проект, нигде в стране такого не было. Только сейчас Гнесинка впервые набрала курс актер театра кукол - театра драмы. Четыре года учили ребят. У нас никто не разбежался, все сложилось. Ребята приросли к своему руководителю Константину Кучикину, к театру. Конечно, тяжело получать две с половиной - три тысячи и жить на это. Но когда рождается спектакль - это чудо, и чувствовать сопричастность этому - дорогого стоит. Ребята это понимают. - Если вы знаете всю изнанку - безденежье, отношение к профессии актера театра кукол, зачем же вы ребят в эту профессию заманили? Им казалось, что они увидят небо в алмазах. - Грех на душу взял. 13 человек год были «бичами» - не имели жилья. Сейчас у половины жилищный вопрос решился. Год решали вопрос о комнате в общежитии. Наконец дали в училище культуры - спасибо директору. Им родные и близкие говорят: вы так интересно работаете, и так мало получаете. К сожалению, это специфика нашего города - не можем мы поднять цены на билеты, как в Хабаровске, до 100 - 150 рублей. Пришли новые ребята - театр меняется. Он стал совершенно новым - синтетическим. Для небольшого города это плюс. Мы можем ставить спектакли с элементами драмы и театра кукол. В театре душа открывается. И когда это видишь - со сцены или из зрительного зала, - это дорогого стоит. Смотрю спектакли и вижу, где зритель воспринимает то, что мы хотели донести, где нет. Разговариваем с актерами - почему? Они объясняют - одно помешало, другое. Театр сиюминутен. И актеру нужно побороть свою внутреннюю неустроенность. Переступил порог театра - все забыл. Профессионалы так и делают ради честного доверительного разговора со зрителем, когда зритель все понимает и актер получает от своей работы удовольствие.