Американец уверен: наши красоты не менее привлекательны для иностранных туристов, чем солнечные пляжи. Просто мы не умеем себя выгодно подать и продать. К амурским красавицам - ни ногой! Молман побывал в Муравьевском природном парке, Воскресеновском заказнике. Он плотно поработал с общественностью, с чиновниками, со специалистами туристических фирм. Американец оказался человеком завидно подкованным, хорошо информированным во внутрироссийских вопросах. - Вы, русские, так много сделали для нашей планеты - больше, чем любая другая нация! Однако «подать себя» остальному миру не умеете, - сказал Молман. - А ведь интерес к России велик. Но люди боятся ехать в Сибирь и на Дальний Восток ввиду отсутствия достоверной и полной информации. У моей жены до последнего времени оставалось такое заочное представление о России: будто здесь женщины сплошь ходят в фуфайках, кирзовых сапогах и платочках а-ля бабушка Нюра. Однако когда она просмотрела мои фотографии с роскошными приамурскими красавицами, с которыми я сталкиваюсь по работе, настроение у нее в корне изменилось. Теперь она уже не хочет отпускать меня в Россию одного. Природный туризм Джим провел практический курс для амурчан - растолковал, как составить программы по природному туризму, как спланировать свою деятельность. Подсказал, что именно в России может вызвать живой интерес у потенциальных туристов из-за рубежа. «Но чтобы туристы к нам повалили, - отметил гость правительства Амурской области, - конечно же, необходимо стабилизировать обстановку в стране, защитить и сохранить дикую природу, места обитания зверей и птиц». Туризм - это практика путешествий для отдыха. Экотуризм предполагает свести к минимуму влияние на экосистему. Однако Джим Молман не пользуется термином «экотуризм». Везде в мире приставка «эко» говорит о некоей политизации понятия туризма. Зато в ходу термин «туризм на дикой природе», что предполагает пешие экскурсии, сплавы по рекам, наблюдение за природными сообществами. Так что же способствует безумному росту и значению природного туризма во всем мире? Во-первых, огромные финансовые возможности. От охотничьего туризма США получают ежегодно 23,0 млрд. долларов. От рыболовства - 40,0 млрд., от природного туризма - 45 млрд. долларов с тенденцией к стремительному росту. Половина этих средств расходуется на развитие «объектов туризма». Это наиболее быстро развивающаяся сфера экономики США. Не нефть, не вооружения, а именно природный туризм. И вот еще какая деталь. В последние четверть века в США растет показатель среднего возраста людей, другим видам отдыха предпочитающих рыбалку и охоту. Это означает, что рыбаки и охотники стареют и вскоре туристический бизнес на охоте неминуемо заглохнет. В это же время средний возраст «природников» снижается. У молодых людей появляется интерес к этому виду туризма, есть у молодежи и деньги. При этом кому-то из молодых людей нравится наблюдать за насекомыми и бабочками, у других интерес к верховой езде, третьим подавай горные лыжи, четвертым - снегоходы, сноумобили или снегоступы... Понятно, что маркетинг - наука сложная. Но не слишком, считает Джим. На любой территории обязательно есть что-то, что может быть интересно хоть кому-то. Значит, надо выявить потенциальную тураудиторию. А затем свести ее с человеком, умеющим все устроить. Вот и весь маркетинг. По упрощенной схеме. К 2011 году в мире оборот туризма достигнет рекордных 9,3 трлн. долларов США. Понятно, что доля Амурской области в этом валютном пироге ничтожно мала. «Звезд» зарубежным туристам не нужно У нас сложилось превратное представление о запросах инородных туристов. Будто бы им непременно подавай пятизвездочные отели и роту обслуги. На самом деле все не так. Джим Молман уверен, что в Воскресеновском заказнике (окраина Серышевского района. - Ред.) очень подходящие условия для приема туристов. Хотя там всего-то несколько отнюдь не элитных построек. Территория кордона, расположенного на берегу богатой рыбой Томи, обустроена заботливыми и умелыми руками мужиков из службы заказника. А какова природа вокруг! Десятки кормящихся неподалеку от кордона на подкормочных площадках кабанов, косуль. Не редкость в заповедном урочище изюбр и лось. Летом можно увидеть «на овсах» медведя. Не говоря уже о сотнях местных жар-птиц фазанов. На территории не самого большого в Приамурье заказника распаханы и засеяны поля зерновых культур, и живность обретается неподалеку. Словом, в спокойной обстановке для зверей и птиц настоящий рай. И для туриста - рай! У нас есть речки, по которым, идя сплавом, на протяжении сотни километров вы можете никого не встретить. Но почему этим бизнесом никто у нас не занимается и не управляет, а стихийные потуги отдельных предпринимателей организовать хотя бы охотничий тур разбиваются о скалы проблем? Или хотя бы почему нет доступной информации о том огромном «туристическом» богатстве, которым мы на самом деле обладаем? Почему о нем не знают за рубежами нашей страны? В заключение такая сентенция от Джима Молмана: «Самые успешные в мире бизнесмены, подвизающиеся на ниве природного туризма, сделали свои состояния на местах, которые ничуть не красивее, не привлекательнее для глаза туриста, чем таежное Приамурье. Просто они не поленились, взялись, и «все это» сделали». МЕЖДУ ТЕМ Чем еще мы можем гордиться В Приамурье более трех десятков особоохраняемых природных территорий, где плотность дикой живности в десятки раз выше, чем на сопредельной территории. В отдельных урочищах можно наблюдать до 150 видов птиц. На севере области на хребтах обитают снежные бараны. А на Норе и Селемдже ежегодно в сентябре - октябре массовый исход единственной (последней!) в мире популяции мигрирующей косули. За день во время форсирования косулей реки можно увидеть несколько десятков этих животных и в достаточно комфортных условиях сфотографировать их. В наших реках вполне уверенно можно поймать ленка, сига, тайменя.

Возрастная категория материалов: 18+