Давний сторонник конкретных действий, он запретил исполнителям, поющим под фонограмму, участвовать в концертах, проводимых за счет города. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в мэрии Москвы. По словам источника, мэр подписал распоряжение, в котором поручил департаменту культуры Москвы привлекать к участию в культурно-массовых мероприятиях, проводимых  за счет бюджетных средств, музыкантов, работающих «без использования вокального фонограммного звучания». Кроме того, заявки артистов, поющих под фонограмму, не будут рассматриваться межведомственной комиссией правительства Москвы по размещению социально значимой рекламы. По мнению московских властей, принятые решения должны защитить права потребителей и способствовать повышению уровня исполнительского мастерства артистов. Взгляд в прошлое - Наконец-то лед тронулся! - узнав про лужковский указ, воскликнет зритель, полагающий, что артист должен создавать на сцене произведение искусства, а не имитировать его рождение... Понятно, что до полного разрешения проблемы использования фонограммы «плюс» еще далеко, но радует факт первой реальной попытки навести порядок в этом непростом деле. Заглянем в недалекое прошлое. Поначалу музыканты, а также зрители радовались вторжению технического прогресса в область музыкальной жизни. Когда на диск стали записывать оркестр, те и другие дружно били в ладоши: теперь не надо возить с собой на гастроли огромное количество гитаристов, пианистов, ударников и скрипачей, а музыкальное сопровождение тем не менее будет на высоте. Такую фонограмму назвали «минусом». Вскоре на «минусовку» звукооператоры научились профессионально накладывать голос. Эта техническая новинка - «плюсовка» - стала сулить огромные возможности. «Ура!» - закричали дельцы и на заре перестройки принялись возить по Советскому Союзу аж по 12 ансамблей «Ласкового мая». Никто не знал в лицо детей из сиротского дома, из которых был составлен настоящий коллектив Сергея Разина, и мошенники, выдавая себя за популярную группу, выходили на стадионы, не совсем старательно раскрывая рты. При этом устроители концертов получали фантастические суммы. Когда обман раскрылся - понеслись призывы строго наказывать за применение «плюсовок», в обязательном порядке заставить коллективы проходить строгий контроль со стороны художественных советов. Но тут рухнул СССР, худсоветы отменили, страна пустилась в свободное плавание по морю криминального бизнеса, и тему «подставных» артистов с применением «плюсовки» отодвинули другие, более насущные проблемы. Тем не менее, помимо хлеба, народ потребовал и зрелищ. Концертная жизнь, несмотря на огромные катаклизмы, будоражащие страну, не затихала ни на минуту, столичные артисты с утроенной силой распахивали целину провинциальных площадок, но уже без оглядок на мораль и букву закона. Однажды солист популярной рок-группы «ДДТ» Юрий Шевчук возмутился: «Я только что узнал - у меня есть шесть двойников! Что же это делается?» Иосиф Кобзон предложил Государственной думе принять такой закон: если вокалист исполняет песни под «плюсовку», он обязан указывать этот факт на афише. Понятно, что такая ремарка могла существенно снизить количество публики, а соответственно уменьшить поступление барышей. Авторитета народного артиста не хватило, Госдума предложение Кобзона бойкотировала... И вот теперь с инициативой выступил Юрий Лужков, пока на территории Москвы. А если подобный запрет ужесточить, приплюсовав к нему кобзоновское предложение, и ввести на всю страну - как бы восприняли его артисты нашей филармонии. И вообще, что они думают по этому поводу? С такими вопросами корреспондент «Амурки» обратился в главную концертную организацию Приамурья. Ни да, ни нет - С одной стороны, правильный был бы закон, - размышляет директор Амурской областной филармонии Виталий Кабалкин. - Но бывают ситуации, когда без «плюса» не обойтись. Например, артист не вполне здоров, а его концерты запланированы, билеты проданы. А выступление на больших открытых площадках, где невозможно выстроить звук? А если непогода, ветер, слякоть? Голос артиста - уникальный, если можно так выразиться, инструмент. При плохой погоде артист рискует его потерять. Хотя согласен, если есть теплый зал, хорошая звуковая аппаратура, но артист прибегает к пению под фонограмму, это, по меньшей мере, некорректно по отношению к зрителям, отдавшим за билет немалую сумму. Раньше артист выходил на сцену в сопровождении симфонического оркестра и пел вообще без микрофона. Значит, действительно у него был голос! Сейчас таких певцов уже нет. Телеэкран заполнен певцами-однодневками. В этом немалая «заслуга» пресловутой «Фабрики звезд». Заслуженный артист России Юрий Морев высказался категорически против фонограмм: «Каюсь, был грешен, иногда прибегал к ним, но появлялось ощущение, извини, полного дурака. Стоишь и думаешь не как петь, что петь, а как правильно рот раскрыть. Считаю однозначно: надо петь вживую. Сейчас наступил век штампов. Все похожи друг на друга. Записываются примерно на одних и тех же компьютерах. Певцов моей юности - Валерия Ободзинского или Муслима Магомаева - нельзя было спутать ни с кем». Его поддержал ветеран амурской сцены Валерий Шебалов: «Я за такой указ обеими руками. Считаю, что все эти технические нововведения существуют исключительно ради легкого обогащения». Светлана Мараховец в два раза моложе Морева и Шебалова, но солидарна с ними: «Если человек не умеет петь, нечего появляться на сцене. В моей практике мало случаев работы под фонограмму. Во время работы в Китае хозяева были не против «плюсовки», когда я работала, например, на площади... На днях школа № 13, в которой когда-то училась, отмечала юбилей - четверть века. Я обещала там спеть, но накануне сильно простудилась. Поэтому, выйдя на сцену, объяснила ситуацию, включила запись, а сама спустилась в зал. Люди поняли меня и долго аплодировали». А вот ее коллега Ирина Атакова считает иначе: «Не думаю, что после указа Лужкова - Кобзона будет приятнее слушать вокальные концерты тех же столичных звезд. Артист не сможет два часа подряд петь, не сбив дыхания. А если он еще пританцовывает, выполняет какие-то театральные действия? Да и в большинстве случаев нет возможности делать нормальный чистый звук. Техника не та, и звукооператоры не всегда на высоте». Ее постоянный партнер Борис Боровиков уверен в том, что сольные концерты надо обязательно петь вживую для демонстрации публике своих способностей. А в сборном концерте лучше работать под фонограмму, потому что звукооператор, как бы ни изощрялся, не сможет сделать хороший звук для всех сразу. Потому что у разных вокалистов разный уровень «минусовок» и различный тембр. Отдельные песни при самом сильном желании невозможно спеть на сцене, оттого что они созданы в студии звукозаписи с наложением эффектов, подпевок и т. д. - Лично я сразу вижу, кто исполняет вживую, а кто нет, - говорит Борис. - Лариса Долина у нас работала «живьем». София Ротару - полностью под фонограмму. Борис Моисеев всегда «плюсует». Но у него особенный жанр. Он постоянно танцует во время исполнения. Я лучше послушаю певца под «плюс», чем буду слышать, как он задыхается и фальшивит. ...Как известно, на Западе давно утвердилось отрицательное отношение к «плюсовкам». Ни один уважающий себя коллектив или солист не станет работать под фонограмму. Вдобавок Европа и Америка внимательно следят за халтурщиками и наказывают их солидными штрафами. Наши бдительные органы почему-то не торопятся перенять опыт западных коллег.

Возрастная категория материалов: 18+