Сделав четыре серии за четыре года, что само по себе не может не восхищать (ведь при любом рассмотрении трехсерийное продолжение нельзя назвать провальным), они заявляют выход пятой части на 2008 год. Меняются актеры и постепенно увеличивается бюджет, а «Пила» остается тем самым проектом, который, похоже, вознамерился побить рекорды многосерийности ужастиков восьмидесятых-девяностых, не скатываясь при этом до уровня их прогрессирующего идиотизма. До финала далеко В то же время с сериалом происходят совершенно необратимые изменения, которые, впрочем, мало действуют на истинных поклонников замысловатых проделок Джона Крамера по прозвищу Джигсоу. В первую очередь потому, что у фанатов не так много времени, чтобы пристально рассмотреть предыдущую часть и подготовиться к выходу следующей - практика ежегодных релизов делает свое дело. Специфика триллера, играющая на руку его создателям, еще и в том, что «Пила» не требует особых денежных вливаний. Первая часть обошлась в миллион (собрав потом пятьдесят пять только в США), вторая - в четыре, ну а две последние остановились на кругленьком бюджете в десять миллионов долларов. Если вспомнить небывалый ажиотаж, поднятый жестокостью, относительной дешевизной и умным сценарием «Пилы» в 2004 году, можно понять, с каким потенциалом и задором создатели этого трэша относятся к своему долгоиграющему детищу. Впечатления от второй части, сделанной, кстати, совсем другим режиссером, уступали еще незабытому шоку от первой в немногом. Повторить взлет режиссерского духа Джеймса Вана, снятый заветным, почти совсем документальным способом, Дарренну Линну Боусману полностью не удалось, но зато он твердо укрепился на уже взятой позиции и, похоже, покидать ее пока что не собирается. А если даже и соберется, то следующему новобранцу определенно есть куда приходить. Еще одно важное отличие именно этого сериала от основной массы продукта, выпускаемого фабрикой грез и ужаса, в том, что это действительно сериал. Несмотря на то что между сериями всегда проходит год, сценарии пишутся с упором на непрерывность действия. «Пила» в своем сюжетном развитии с большей охотой забегает назад, пусть для этого приходится привлекать к процессу уже убиенных персонажей, нежели позволяет себе какие-то весомые скачки в будущее. И таким образом, не углубляясь в дебри собственной фантазии, авторы «Пилы» построили довольно прочный фундамент для шести-семи фильмов. Ну а там уже, что называется, кому первому надоест. Некоторая невнятность третьей части, связанная скорее с какими-то внутренними разногласиями съемочной группы, в некоторой степени повлияла на заведомое отношение публики к «Пиле-4». Ожидание ретрансляции чуда, если таковое еще и оставалось в зрителях после «премьеры картины второй», к осени 2007-го окончательно рассеялось, и на его месте оказалась уверенность в том, что уж основные свои атрибуты сериал сохранил. Что ж, так оно в результате и вышло. Упрямый покойник Жестокость, откровенность сцен насилия и запутанность сюжета до самых-самых титров - этих критериев «Пиле» уже не избежать, да и вряд ли это пошло бы проекту на пользу. Надо заметить, что главный отрицательный герой «Пилы» (хорошие парни, к слову, там вообще попадаются крайне редко), усиленно умиравший от рака на протяжении всей третьей серии, с экрана исчезать явно не собирается. Явившись своим жертвам в облике бездыханного мертвеца в начале первого фильма, Джигсоу возникает в четвертом трупом несомненным и даже вскрытым. Но этот досадный факт не помешает ему, как и прежде, расставлять смертельные ловушки на грешников, попавших в его обзор. Сомнительная при ближайшем изучении способность маньяка, ввиду неизлечимого недуга бледного и физически измученного, вербовать учеников в «Пиле-4» не вызывает особого удивления. Если бы речь шла об абсолютно реальном мире, в нем слишком страшно было бы жить. Классические голливудские маньяк-детективы вроде «Семи» или «Молчания ягнят» говорят нам, что спасительные копы-детективы вопреки всей хитроумности преступника идут по его следу, опаздывая на считанные минуты. И даже зловещий Ганнибал Лектер, постоянно остающийся на свободе, все-таки испытывает постоянное влияние одной симпатичной девушки с удостоверением ФБР. Джигсоу, маньяк не столь обаятельный, как доктор Лектер, безусловно, обошел своего предшественника в изощренности. Отсутствие популярной в зрительской массе склонности к каннибализму конструктор Джон с лихвой восполняет колоссальной тщательностью подготовки к каждому своему эксперименту. Дядя у него определенно работает на диктофонной фабрике, а другие родственники обеспечивают прочие технические необходимости, от ножей до массивных кусков льда, пока сам Джигсоу отыскивает и приводит в надлежаще безнадежный вид заброшенную недвижимость Соединенных Штатов. Полиция же по следу бегает заполошно, то и дело освобождая желудки на местах преступления, да и вообще, когда и куда эта полиция придет, разыскиваемый прекрасно знает. Более того, он сам эти маршруты подстроил. Причем уже очень давно. Нетрудно представить себе недовольство людей в форме - вон он, душегуб-то, лежит в морге распотрошенный, люди жизни свои положили для его поимки, а работы как было чересчур, так и остается. Основная гнусная доктрина маньяка гласит, что у его жертвы всегда есть возможность спастись и непосредственно связанный с нею выбор. Обычно это означает, что перепуганный, ничего не понимающий человек должен за короткий срок нанести себе серьезное увечье самым чудовищным образом - или умереть. И уже из преисподней он продолжает настаивать на этом выборе, впутывая в игру новых участников и возвращая на сцену тех, кого давным-давно уже оплакали. Таким образом, специально обученные спасать и спасаться люди оказывают посильную помощь осуществлению планов маньяка, соблюдая его правила игры. Нетрудно догадаться, что это каждый раз приводит к торжеству зла, а оно, как водится, сопровождается погибшими и покалеченными, а иначе для чего вообще было все это затевать? Так что можно не сомневаться, что официальная смерть персонажа не оставит Тобина Белла без работы в этом проекте в будущем. В конце концов - игра в самом разгаре, и покидать шикарное зрительское место демиурга Джигсоу на самом интересном этапе точно не собирается. Картинки из прошлого Объяснять с какой-либо уверенностью действия маньяка-убийцы, как и их первопричины, под силу только психологам, шагающим по просторным коридорам институтов под знаменами Фрейда и Юнга. Именно этим они и занимаются, внушая свою веру в не сразу различимую, но очень прочную взаимосвязь между стремлением убивать себе подобных и переживаниями либо юных лет, либо сексуального характера (а чаще всего обоими) людям других профессий. Так устанавливаются стереотипы, но это, наверное, не тот случай, где эти стереотипы слишком часто врут. Создатели «Пилы» старательно обходили тему истоков ненормальности своего персонажа, добавляя сериалу еще одну интригу. Конструктор вездесущ и всемогущ, слово «пощада» отсутствует в его лексиконе, а чего это он, собственно, решил, что может людей истязать до смерти, - объяснять не обязан. Да и времени у его жертв обычно очень немного, как-то не до стандартных исповедей негодяя перед умерщвлением врага. Четвертая часть предоставляет нам возможность оказаться на заре игр на выживание, во времена, которые едва-едва наметились в предыдущей серии. Сказать, что этот экскурс вообще ничего не объясняет, нельзя, но как-то выходит неубедительно. Конечно, никакой наспех сляпанной истории о жестком отчиме и загубленной им любимой черепашке малютки Джигсоу никто не ожидал. Сомнительно, чтобы у таких целеустремленных убийц вообще было какое-то детство - иначе мифический отчим через пару месяцев после такой обиды наверняка обнаружил бы себя в сыром подвале. А вместе с собой - и перспективу отпилить от себя конечность-другую и истечь кровью, шепча проклятия. Не исключено, что, как в случае с доктором Лектером, когда-нибудь это и произойдет и с Джигсоу. Но на сегодняшний день мы знаем, что образ жизни более или менее обычного человека он вел в весьма и весьма солидном возрасте, и если бы не одна роковая случайность (ну, почти случайность), все могло бы быть иначе. Угас бы от рака в больничной палате, и вся игра на выживание. Так или иначе, но несчастье с близким человеком прямо-таки мгновенно снесло ему все крыши, башни и прочую черепицу, под которой явственно проступил матерый, ни в чем не сомневающийся двуногий хищник. Параллельно с сумбурной беготней полицейских, и не только по темным коридорам под дудку Джигсоу, довольно подробный сюжет из его прошлой жизни оказывается очень даже к месту. Во-первых, потому что полтора часа наблюдать за мельканием лучей полицейских фонариков на стенах непременно покинутых жилищ и предприятий, которое время от времени перебивают сцены насилия, ничуть не утратившие глубины резкости, все-таки сложно и скучно, даже если это «Пила». А во-вторых, без особого труда перемещаясь во времени действия, зритель все же постоянно отвлекается от происходящего здесь и сейчас, помогая авторам поймать его на удочку, уже лишенную изящности первого заброса, но еще не сломанную. И сам факт, что у создателей сериала остались ходы и возможности, которые регулярно обновляются, как и сложные орудия убийства Джона Джигсоу Крамера, делает встречу через год более чем очевидной. И, кстати, уже традиционной.

Возрастная категория материалов: 18+