Накануне праздника мы выясняли, как и кто работает над созданием условий для безопасных полетов и сидит за диспетчерскими пультами.

С чего все начиналось

Постановлением ЦК КПСС «О мерах по повышению безопасности полетов Гражданской авиации» в 1973 году было положено начало формирования глобальной стратегической системы обеспечения безопасного и эффективного использования воздушного пространства страны. За 35 лет развития эта система существенно эволюционировала и в своей организационной структуре, и в нормативной базе, и по технической оснащенности. Вслед за техническим прогрессом и в соответствии с требованиями мирового авиационного сообщества, которые с каждым годом шли вперед, росла и менялась Единая система организации воздушного движения. После распада Советского Союза образовалась Единая система ОрВД Российской Федерации, взамен уже существовавшей ОрВД СССР. Изменилось не только название системы, но и ее содержание. Так, в июне 1994 года были утверждены основные принципы разделения авиапредприятий гражданской авиации на самостоятельные авиакомпании и аэропорты, а также выделены специальные подразделения, связанные с обеспечением Единой системы управления воздушным движением. Май 1996 года ознаменован принятием решения о создании Федерального унитарного предприятия (ФУП) по организации воздушного движения (государственной корпорации). Эта структура была создана в целях формирования единой хозяйственной системы обеспечения воздушного движения и регулирования использования воздушного пространства. На рубеже тысячелетий (1999 — 2002 годы) создаются государственные унитарные дочерние предприятия ФУП «Госкорпорация по ОрВД», в дальнейшем появляется филиальная структура, существующая и по сей день. В 2005 — 2006 годах Единая система проводит организационные мероприятия по укрупнению филиалов. В Дальневосточном регионе произошло следующее изменение: филиал «Примораэронавигация» в 2006 году вошел в состав укрупненного филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» в качестве Владивостокского центра ОВД. Военные и гражданские диспетчеры объединились 2007 год стал знаковым годом в развитии Единой системы. Произошло два знаменательных события, первым из которых является вступление ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» РФ в международную организацию аэронавигационного обслуживания «Кансо» в качестве полноправного члена. Принимая во внимание растущее влияние этой организации и ее значимую роль в мировом авиационном сообществе, вступление открывает для Единой системы ОрВД Российской Федерации в целом новые серьезные возможности. Появляются перспективы расширения сотрудничества в сфере ОрВД, а также практического использования передового опыта и наилучшей практики. Таким образом, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» приобретает новый статус на мировом уровне аэронавигационного обслуживания. Но более значимым событием в масштабах нашей страны, произошедшим в 2007 году, является объединение военной и гражданской составляющих Единой системы ОрВД. Ранее двухфрагментарная система, структура которой базировалась на совмещении гражданской и военной ее частей, теперь является целостной. Такое слияние упразднило иногда существовавшую разрозненность в действиях гражданских и военных авиационных служб. Иными словами, сейчас военный и гражданский диспетчеры не пытаются скоординировать свои действия, во избежание ущерба для какой-либо из сторон, — они действуют вместе, сообща. Такой переход на совместные принципы планирования и управления воздушным движением позволяет сегодня заметно повысить безопасность полетов, эффективность использования воздушного пространства и, кроме того, является экономически выгодным. 2,5 миллиона квадратных километров неба В Дальневосточном регионе методы и принципы работы Единой системы воплощает в жизнь филиал «Аэронавигация Дальнего Востока». Предприятие является одним из самых крупных в авиационной отрасли страны. Площадь района его ответственности — 10% воздушного пространства России. Историческая летопись Единой системы ОрВД на Дальнем Востоке начинается с 1979 года, когда в Хабаровске был сформирован военный сектор зонального центра. Сразу же после его создания начал формироваться гражданский сектор. Таким образом, к 1980 году был сформирован полноценный двухсекторный Хабаровский зональный центр. Продолжали свою работу базовые службы: служба движения и служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС), функционирующие с 40-х годов 20-го столетия. Главной задачей их совместной деятельности являлось качественное обеспечение аэронавигационного обслуживания. На выполнение этой задачи были выделены серьезные экономические, а также высокопрофессиональные кадровые ресурсы. В плеяду руководителей вошли: начальники службы движения — В. П. Хахалев, В. А. Шелухин, А. А. Липовий, А. Г. Демченко; начальники службы ЭРТОС — Е. Д. Фокин, В. И. Ващенко, В. М. Лисеенко, В. А. Матлак; начальники военного сектора — А. К. Кармянский, В. И. Маслов, С. Н. Еременко, А. И. Демьяненко, Е. Г. Мизгирев, Р. Г. Ткаченко; начальники гражданского сектора — А. Т. Ушинский, С. Н. Еременко. Сегодня более 2000 специалистов обслуживают воздушное пространство, ответственность за которое несет филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Руководит филиалом «Аэронавигация Дальнего Востока» с 1994 года Виктор Яковлевич Зиновьев. Зона ответственности филиала составляет около 2,5 миллиона квадратных километров. Это небо над Хабаровским и Приморским краями, Еврейской автономной областью, Амурской и Сахалинской областями, а также над нейтральными водами Охотского и Японского морей. Функционируют 52 аэродрома. Обслуживание ведется на 24 внутренних воздушных трассах и 8 международных маршрутах общей протяженностью около 21000 километров. Воздушное пространство, подконтрольное филиалу «Аэронавигация Дальнего Востока», занимает второе место в стране по сложности и интенсивности воздушного движения. Такие особенности определены географическим местоположением. Через дальневосточное небо проходят воздушные трассы транссибирских, трансполярных, кроссполярных и трансвосточных маршрутов. Только по транссибирскому маршруту интенсивность двустороннего движения составляет около 19000 воздушных судов иностранных авиакомпаний в год. При этом интенсивность воздушного движения над просторами Дальневосточного региона каждый год увеличивается. В сутки специалистами «Аэронавигации Дальнего Востока» обслуживается 800 — 1000 воздушных судов. В условиях часа пик в воздухе необходимо, чтобы действия всех аэронавигационных служб были четко скоординированы. Важно, чтобы каждое звено в цепочке аэронавигационного обслуживания работало безупречно. Для реализации этой цели филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в рамках Единой системы организации воздушного движения формирует свою деятельность. Привлечение квалифицированных кадров и использование современного оборудования способствует достижению мировых показателей обеспечения безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения. Амурское небо под контролем На территории нашей области обслуживание воздушного движения осуществляют специалисты служб движения и эксплуатации радиотехнического оборудования полетов Благовещенского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока». Этот центр является частью Единой системы организации воздушного движения ЕС ОрВД, 35-летие которой будет отмечаться завтра. В состав Центра при его образовании в 1995 году вошли подразделения, расположенные по всей Амурской области: в Благовещенске и Магдагачи, вспомогательные районные центры в поселке Токур и Архара, трассовые приводные р/станции в п. Бомнак, Тахтамыгда, Среднебелая, диспетчерские пункты местных воздушных линий, аэропорты МВЛ Тында, Зея, Шимановск, Архара, Райчихинск и другие. Специалисты Центра обеспечивают полеты воздушных судов как на внутренних, так и на международных воздушных трассах. Служба ЭРТОС Благовещенского Центра обслуживания воздушного движения начала свою историю как служба РиС (радионавигации и связи) вновь образованного аэропорта Благовещенск в 1959 году. Под руководством Александра Федоровича Щербакова и при его личном участии проводилась большая работа по оснащению нового аэродромного комплекса радиооборудованием для приема воздушных судов. С 1960 года происходило постоянное увеличение объема работ как в аэропорту Благовещенск, так и в приписных аэропортах, шла работа по переоснащению аэродромов новыми средствами радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. 9 января 1963 года на аэродром Благовещенск впервые прилетел новый пассажирский турбовинтовой самолет Ан-10. Тогда для обеспечения радиолокационного контроля за ВС в зоне ответственности РДС Благовещенска была установлена радиолокационная система «Ромашка», для обеспечения инструментального захода на посадку — система посадки СП-50. В 1965 году вводится в эксплуатацию радиотехническая система ближней навигации «Свод». В 1978 году произведена реконструкция аэродрома Благовещенск для приема ВС типа Ту-154, в 1979 году — реконструкция аэродрома Тында. Большую роль в обеспечении работ по реконструкции сыграли целеустремленность и профессиональный подход к поставленным задачам в те годы начальника базы ЭРТОС Николая Ивановича Друзенка и позже Геннадия Федоровича Игнатенко. Большую помощь в оснащении аэропортов МВЛ, при реконструкции а/д Благовещенск, Тында, Зея и вводе нового оборудования оказывали: главный инженер Павел Петрович Ельцов, старший инженер Петр Григорьевич Роженок, старший техник Геннадий Иванович Ларичнев; в а/п Зея — начальник узла Юрий Иванович Савельев, инженер Владимир Зосимович Горелко; в аэропорту Тында — начальник узла Борис Сергеевич Буйновский. К концу 80-х — началу 90-х объем работ Благовещенского авиапредприятия достиг своего пика. В организации международных полетов из Благовещенска в Китай, Японию, Турцию принимали активное участие руководители служб движения и ЭРТОС С. А. Богневский и А. И. Щерба. Техника для наших диспетчеров Сегодня Благовещенский Центр ОВД имеет современное оборудование на объектах аэродрома Благовещенск и районных диспетчерских центров. Это и новый аэродромный радиолокатор АОРЛ-85, азимутально-дальномерный радиомаяк VOR/DME импортного производства, и новые средства авиационной электросвязи — радиостанции ВЧ и ОВЧ диапазонов «ФАЗАН», «ICOM», и центр коммутационных сообщений (ЦКС), и цифровая аппаратура передачи данных ИКМ и другое. За 2006 — 2007 годы на позициях Благовещенска, Архары и Магдагачи установлены новые трассовые радиолокационные комплексы ЛИРА-Т с аппаратурой отображения «КОРИНФ» и «ТОПАЗ», автоматические радиопеленгаторы «ПЛАТАН». Первая международная воздушная трасса «Красная-22» была открыта в декабре 1968 года, проходила через п. Токур. Строительство, монтаж и ввод в эксплуатацию центра управления полетами вблизи этого поселка производились собственными силами специалистов Благовещенского авиапредприятия: начальника РЭМ Л. Г. Садарчука, техников А. Н. Васильченко, Е. А. Хиля, инженера Л. Г. Питрука. Руководил работами начальник службы радионавигации и связи В. И. Минеев. В настоящее время через зоны обслуживания центров управления полетами на территории Амурской области проходят участки международных воздушных трасс Р-211, Б-150, Б-331, Г-494 и другие. 29 августа 2002 года с первого регулярного рейса авиакомпании «United Airlines» началось выполнение полетов из Америки в Юго-Восточную Азию по маршруту «Полярный-4», включающего участок международной воздушной трассы Г-494 в районе Верхнеблаговещенского. Кадры решают все Сегодня на предприятии достойно трудятся свыше 300 человек: более 250 из них имеют высшее и среднее профессиональное образование. Возглавляет коллектив отличник воздушного транспорта Анатолий Иванович Щерба. Оборудование объектов РТОП и связи эксплуатируют грамотные и опытные специалисты, многие из них работают более 30 лет: начальник службы ЭРТОС А. Т. Хлынин, инженеры и техники — В. П. Насонов, Е. В. Соболев, Н. А. Лящук, А. Н. Головлев, Ю. Ф. Зубань, С. Ф. Тучин, В. Ф. Моисеев, С. Д. Коржуков, В. А. Зимарев, С. Д. Акимов; начальник р/бюро А. В. Мельникова, радиооператоры Л. М. Сидельникова, В. В. Федулеева и многие другие работники, которые своим добросовестным трудом обеспечивают надежную работу средств и безопасность полетов. В коллективе по-прежнему трудятся ветераны, люди, которые большую часть своей жизни отдали добросовестному труду в родном предприятии: инженеры П. Г. Роженок, Д. М. Зайцев, В. А. Фролов, В. З. Горелко; радиооператоры Е. Н. Приходько, В. Б. Черепанова, Л. Н. Плотникова. Предприятие гордится своими специалистами-ветеранами, отличниками Аэрофлота: И. К. Киреевым, В. И. Олифиром, Н. В. Вылегжаниной, А. Н. Турковым (с 1959 г.), Б. В. Цынгот (с 1958 г.), В. Н. Солодковым. Достойно продолжают их традиции и сегодняшние работники, отличники воздушного транспорта: В. В. Трофименко, В. Н. Малышок, А. А. Житкова, Т. В. Братанова, Ю. А. Волобуев, А. П. Беспалов, В. В. Колисниченко, А. К. Михолап и многие другие. * * * ПОЗДРАВЛЯЕМ! Филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» поздравляет работников аэронавигационного обслуживания, а также сотрудников смежных ведомств и всех земляков с 35-летием Единой системы организации воздушного движения. Отдельная благодарность и признательность ветеранам, тем, кто стоял у истоков образования Единой системы ОрВД, и, несомненно, нашим коллегам, тем, кто сейчас в строю, кто разделяет наши нелегкие, но интересные трудовые будни. Примите искренние поздравления с нашим общим праздником и пожелания дальнейшего творческого и производственного роста и реализации всех планов!

Возрастная категория материалов: 18+