О работе

— Николай Николаевич, ваш переход из исполнительной власти в законодательную произошел довольно быстро. 2 марта состоялись выборы, 12-го вы уже провели первую сессию. Какие впечатления от работы в Заксобрании? 

— К работе в законодательных органах власти я привык. Депутатом не был, но несколько созывов работал в Государственной думе помощником, а последние годы— экспертом департамента по науке и инновационным технологиям Госдумы. Был большой опыт работы в комитете по взаимодействию со странами СНГ. Поэтому с парламентской работой я знаком. Конечно, Заксобрание — серьезный орган, играющий очень важную роль в жизни региона. Тем более на современном этапе, когда избран новый президент страны и поставлены новые задачи. Их ставит и губернатор Николай Колесов. Чтобы эти задачи выполнить, Заксобрание должно соответствовать новым требованиям. Первая сессия показала, что парламент работоспособный, профессиональный, все прошло очень конструктивно.

— Большинство мест в Заксобрании получило региональное отделение «Единой России», секретарем которого вы являетесь. Вы уже готовы к решению задач?

— Да, мы получили 25 мандатов, это конституционное большинство. Но я всегда говорил, это не привилегия, а высочайшая ответственность за принимаемые решения — важно, чтобы все они были взвешенными. Считаю, что наша команда очень представительная и профессиональная, способная решать поставленные задачи. У нас много депутатов с большим законотворческим опытом, есть и новые молодежные силы. Я, как секретарь регионального отделения «Единой России», возглавил и фракцию нашей партии в Заксобрании. Думаю, такое совмещение на этом этапе принесет пользу: очень важно, чтобы все почувствовали партийную дисциплину. Потому что выполнять те обязательства, которые мы дали избирателям, без исполнительности, без четкой дисциплины невозможно.

— На ваш взгляд, трех партий в парламенте хватит для нормального диалога?

— Я думаю, та палитра кандидатов, которую представили «Единая Россия», ЛДПР и Коммунистическая партия, отражает все интересы общества. «Единая Россия» настроена исключительно на конструктивное взаимодействие. Для нас главное, чтобы все законы, принимаемые Заксобранием, были выверенными, четкими, соответствовали федеральному законодательству и Конституции РФ. И, конечно, принимались только в интересах жителей Амурской области. Первое заседание Заксобрания показало, что создана очень деловая обстановка. Проявляют активность коммунисты, мы прислушиваемся ко всем предложениям.

—  Тем не менее коммунисты уже в первый день покинули зал заседаний.

— Я был удивлен, когда опытные политики при рассмотрении чисто организационных моментов продемонстрировали непарламентские методы решения вопроса. Тем более результаты голосования были достаточно хорошими. Только три человека не вошли в желаемые комитеты, а в итоге коммунисты демонстративно вышли из зала. На следующий день остальные члены отозвали свои заявления из комитетов. Это говорит о том, что Компартия, на мой взгляд, переживает очень тяжелый этап. Депутаты от КПРФ достаточно серьезные люди, поэтому ко второму дню они осознали свою высочайшую ответственность перед избирателями и приняли активное участие в работе сессии. Думаю, со временем между всеми партиями будет выстроена конструктивная работа. Хотелось бы, чтобы зал заседаний Заксобрания как можно меньше превращался в трибуну для выражения каких-то политических заявлений и обвинений. Когда депутат пришел на заседание, необходимо сосредоточиться на работе над законопроектами и думать о сути, а не о политических представлениях. Таких представлений я не допущу!

— Вы уже можете назвать главные задачи, которые ставите перед Заксобранием?

— Еще со времени работы в областном правительстве, курируя экономический блок, я понял, что одна из наших главных задач — разработка механизмов для существенного пополнения доходной части бюджета. Законов, которые работают на социальную политику, принято очень много. Но, к сожалению, очень многие не обеспечены ресурсами — дефицит областного бюджета очень серьезный. Надо как можно быстрее принимать законы, устанавливать правила игры для того, чтобы увеличить доходы за счет собираемости налогов, вывода бизнеса из тени, совершенствования других экономических механизмов. Я обещаю: в ближайшие годы Законодательное собрание станет генератором этих идей!

— Вы уже познакомились с работой аппарата облсовета? Его ждет какая-либо оптимизация?

— Первые дни работы Заксобрания показали, что аппарат достаточно профессионален, не было ни одного сбоя в подготовке к сессии. Но, конечно же, через некоторое время будут серьезные преобразования. От аппарата потребуется гораздо больше усилий. У нас уже состоялась встреча со всеми сотрудниками, я поблагодарил их за работу, успокоил, что каких-то быстрых решений по обновлению не будет. Мне необходимо присмотреться к работе каждого, выслушать мнения председателей комитета. Я думаю, что как такового балласта в аппарате Законодательного собрания немного, хотя не исключаю, что он есть.

О родине

—  Николай Николаевич, мы знаем, что вы родились на Украине в очень интересном, практически легендарном месте.

— Да, я очень рад, что мне посчастливилось родиться на хуторе близ Диканьки — это село в шести километрах от самой Диканьки. Рядом находится знаменитая Васильевка, где родился Николай Гоголь. Совсем недалеко село Великие Сорочинцы, которое славится своей Сорочинской ярмаркой. Она проходит и сейчас — это веселое фольклорное представление, которое очень любит народ Украины. Ежегодно в августе там собирается около полумиллиона гостей, народных коллективов. Все танцуют, торгуют, угощаются блюдами украинской кухни. На протяжении многих лет я приглашал туда своих друзей, все были очень довольны, даже не верили, что в нынешней жизни такое празднество существует. Я жил на хуторе до армии, а после демобилизации остался в Москве, в этом городе и прошла вся моя жизнь. Пока Николай Александрович Колесов не пригласил меня поработать в Амурской области. Когда я готовился к поездке, немножко познакомился с историей области. И оказалось, что меня очень многое связывает с Приамурьем. После отмены крепостного права одними из первых переселенцев здесь были семьи из моей Полтавской области. Поэтому, когда я сюда приехал, встретил много земляков, у которых корни на Полтаве. Очень обрадовался, что здесь есть Нижняя Полтавка, Верхняя Полтавка.

— Во время одной из первых поездок по области вы поразили амурских аграриев, сев в комбайн и поработав в поле.

— Наверное, это станет моим хобби. Летом, когда будет время, планирую выезжать и работать в полях. Технических проблем нет: права тракториста-машиниста я получил еще в 1973 году, когда учился в девятом классе. Мы в то время работали на СК-4 — были такие самоходные комбайны. У них не было кабин, только мостик. И задача комбайнера была на слух определить, насколько четко работает машина. Если появлялись шумы и сбои, то я мог по звуку понять, какие произошли неполадки. Словом, на комбайне для меня звучала целая симфония. В 17 с половиной лет за работу на комбайне мне дали первую государственную награду — медаль «За трудовое отличие», а мой друг получил правительственную грамоту. Мы завоевали призовое место в соревновании среди молодежных экипажей. Но если честно, нам тогда было очень обидно, потому что экипаж, который мы обошли, наградили мотоциклом. Потом я не раз получал государственные награды, но та остается самой дорогой для меня.

Об увлечениях

— В январе по каналу «Россия» прошел фильм «Софи», где вы снялись в небольшой роли. Как вы попали на съемочную площадку?

— «Рособоронэкспорт», где я работал в то время, был в числе спонсоров фильма. Мы пошли на это, потому что «Софи» — картина православной направленности, она пропагандирует добро. Я был знаком с создателями картины, и однажды продюсер и режиссер попросили меня встретиться. Я не сразу понял для чего. Они расспрашивали меня об увлечениях, в том числе об охоте и езде на лошадях, а потом выяснилось, что для небольшой роли им необходим актер, который владеет этими навыками. Предложили мне попробовать, я дал согласие, и не пожалел. Мне открылся новый мир творчества, которое происходит во время съемки. Очень благодарен тому, что фильм подарил возможность общения с творческими людьми: Валерием Золотухиным, Александром Пороховщиковым, Оксаной Федоровой. Мы труппой до сих пор поддерживаем отношения, встречаемся, вспоминаем эпизоды съемок. Ту же волчицу, которую я 40 минут носил у себя на шее. Все удивляются, как мне это удалось — сейчас мне самому это трудно представить (смеется). У продюсеров «Софи» есть серьезная задумка снять еще один фильм. Я, не скрою, уже получил приглашение. Не исключено, что какие-то эпизоды будут сниматься здесь, в Амурской области.

— Вы упомянули, что увлекаетесь охотой.

— Да, очень люблю охоту и собираю трофеи — рога, шкуры, уже набралась небольшая коллекция. Очень дорог первый трофей — я добыл его в Подмосковье. Мы с друзьями поехали в лес. Я стрелять не собирался — как раз только купил небольшую цифровую видеокамеру, снимал птиц, природу, было очень интересно. И вдруг заметил, что прямо на меня выходит пара лосей. Я, не выключая камеру, переложил ее в левую руку и с правой выстрелил. На камеру заснялся весь процесс, вплоть до того, как вылетает пуля и убегает лось. Сначала я думал, что промазал, поэтому охотники начали меня отчитывать. Но самое приятное было, когда я достал камеру и показал им кадры. Все были просто в шоке! А потом егерь пошел по следу и через 150 метров увидел убитого лося.

— В Тынде вы приняли участие в забеге «Лыжня России». Дружите со спортом?

— Я всю жизнь занимался спортом. В Академии генерального штаба мы очень активно играли в волейбол. Очень люблю лыжи, поэтому рад, что мне посчастливилось покататься в Тынде. Люблю плавать, поэтому расстроился, что в Благовещенске нет ни одного бассейна. Знаю, что по программе «Единой России» есть быстро возводящиеся проекты строительства бассейнов. Обещаю: приложу максимум усилий, чтобы этот проект в ближайшее время был реализован у нас. езжу на мотоцикле — зимой принял участие в ледовых гонках на призы «АвтоВАЗа».

— Все эти увлечения не помешали вам написать докторскую диссертацию. Это так?

—  Да, она готова, и как только у меня появится время, буду ее защищать. Я долгое время работал в системе военно-технического сотрудничества, и моя кандидатская диссертация была достаточно прикладной: «Совершенствование системы военно-технического сотрудничества России со странами СНГ». Преобразования военно-технического комплекса, системы и структуры военно-технического сотрудничества идут очень динамично, объемы поставок вооружения растут из года в год. Поэтому, когда мы стали заниматься проблемами оборонных предприятий, оказалось, что они выходят далеко за рамки оборонного комплекса. Было достаточно много проблемных вопросов, связанных с обеспечением всех процессов. В интересах их совершенствования и была написана моя докторская диссертация. Работа получилась достаточно интересная и вызвала интерес во многих кругах.

— Николай Николаевич, все-таки вы связываете свое будущее с Амурской областью?

— Когда бываю в Москве, то друзья, коллеги часто задают вопрос: «Когда назад?» Но могу сказать честно: работая здесь, пришел к мысли, что если бы я не поехал в Амурскую область, то потом мог бы сказать, что прожил свою жизнь зря. Потому что здесь я многое узнал, увидел, почувствовал огромную ответственность — это особое человеческое состояние. Конечно, чтобы реализовать задуманное и оправдать доверие амурчан, необходима продолжительная работа. Мне очень нравятся слова известного дипломата Петра Толстого, который сказал: «Власть — это огромная ноша, под ней воробышком не попрыгаешь». Поэтому раз эту ношу взвалил, надо нести ее с достоинством, честью и благодарностью к людям, которые тебе ее доверили. Думаю, что я здесь всерьез и надолго.

— Ваша семья уже переехала в Приамурье?

— Дочь сейчас заканчивает факультет международных экономических отношений МГИМО. Я ее уже пригласил поработать в Амурской области, она думает. Жена — биолог. И, кстати, ее жизнь тоже была связана с Приамурьем. Когда она училась в Харьковском университете, побывала почти во всех заповедниках Советского Союза. И одно из самых больших впечатлений на нее произвел Хинганский заповедник — она снимала целый фильм и писала дипломную работу о популяции даурского журавля. Сейчас она занимается искусствоведческой работой — готовит в Полтаве международную конференцию, посвященную творчеству нашей знаменитой землячки Марины Башкирцевой. Ну а после приедет сюда, поближе к даурским журавлям. Ей в Приамурье очень нравится, она будет здесь работать и тоже принесет пользу области.