Кто работал с директором Дворца культуры Федерации профсоюзов Амурской области, тот знает: с помощью Епифанцевой несложно раскрыть свои способности. При ней инициатива не наказуема. Хотя бы потому, что Нина Ивановна, с виду грозный и внушительный руководитель, сама любит работать, смело экспериментирует, а главное — обожает петь советские и русские народные песни. Более того, рвется выступить как на сцене родного ДК, так и на дружеских вечеринках. Некоторые упрекают: негоже, дескать, руководителю довольно высокого ранга постоянно засвечиваться на людях — надо вести себя «поскромнее». Но если была бы Епифанцева тихоней, ни за что не смогла бы удержать свой Дворец на плаву. Провалился бы он безвозвратно в бездну так называемых рыночных реформ 90-х годов. Как рухнуло множество культурных учреждений Амурской области: от домов культуры и клубов до кинотеатров и библиотек. То, что Нине Ивановне удалось выдержать гибельный пресс перестройки, сохранить и приумножить духовные и материальные богатства ДК профсоюзов, закончить в эти трудные годы Хабаровский институт культуры и получить звание заслуженного работника культуры РФ, — не случайно. Как говорится, все мы «родом из детства»...

На огонек к королеве

В своем рабочем кабинете Епифанцева смотрится, ей-богу, как королева. Рост высокий, осанка стройная, взгляд зоркий, голос властный и гипнотизирующий. Прикажет — пойдешь исполнять приказ хоть на край света. Не хватает ей только мантии да короны. Но уж чего хватает в кабинете — так это цветов! Из дома сама принесла и друзья-знакомые притащили сюда целый сад. Зная, что самый ценный подарок для нее цветы, амурчане чаще дарят их в горшочках. Чтобы росли годами и напоминали о тех, кто их подарил. Вероятно, сегодня оранжерея в кабинете увеличится самым невероятным образом — у Нина Ивановны юбилей!

— У меня любят гостить столичные артисты театра и кино, — рассказывает Нина Ивановна. — Они, по-видимому, передают друг другу о моем гостеприимстве и поэтому, когда приезжают сюда в рамках форума «Амурская осень», часто обращаются ко мне. Хорошо у вас, говорят, вот так посидеть, немного отдохнуть от концертов и выступлений под пальмами и гиацинтами, выпить чашечку кофе.

Познакомилась в Благовещенске Епифанцева с артисткой театра сатиры Ольгой Аросевой и теперь, как бывает в Москве, обязательно приходит к ней в гримерную. Общаются запросто, как подруги. Набьется гримерка артистами и знакомыми Аросевой и слушает, как поет представительница далекого Дальнего Востока. Согласно кивает головами, дескать, и на периферии есть способные люди. Нина и без москвичей это давно знает. Еще лет тридцать назад побывал в Приамурье композитор Александр Аверкин, который написал музыку к песням «Мама, милая мама, как тебя я люблю» и про черноморского моряка, где есть такие строки: «там, где солнце юга, ширь безбрежная, ждет его подруга нежная». Спела в его присутствии Епифанцева эти песни, и ошеломленный Аверкин заявил: «Слушайте, Нина, зачем вы зарываете свой талант? Вам надо срочно стать певицей!»

«Я была разбойницей»

Хорошо бы, конечно, уроженке села Свободка Тамбовского района, к тому времени уже благовещенке, по совету композитора рвануть в столицу и музыке обучаться. Но ей надо было воспитывать крошку-сына, потому что с первым мужем не повезло. На «дотацию» родителей Нина никогда не рассчитывала. И без нее забот хватает: в семье Громовых — шесть детей. Отец Иван Дмитриевич с малолетства учил детей крепко становиться на ноги, ни на кого не надеяться. Великий труженик, он вначале воевал в Великой Отечественной, а потом сражался за высокий урожай на колхозных нивах. Получил звание почетного колхозника и дважды участвовал на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Мама Любовь Ивановна, тоже колхозница, всю жизнь работала не щадя своих сил. Вот и дети, глядя на родителей, хорошо заявили о себе, прогремев, как и положено, с такой звучной фамилией. Младший брат стал замначальника УВД, старший — замдиректора судостроительного завода, сестра Нины Ивановны — замдиректора филармонии. Как-то получилось, что все они замы. А вот Нина — не второй человек в своей организации, а первый. И несет эту тяжелую ношу уже более двадцати лет, практически с открытия Дворца культуры профсоюзов.

— У меня с детства характер бойкий, даже задиристый, — улыбается Епифанцева, — я была разбойницей, с мальчишками запросто дралась. Поэтому, когда жизнь устроилась таким образом, что мне, как руководителю Дворца культуры, надо было либо выживать, сопротивляясь безумию цен 90-х годов, либо, тихо отчалив, отсидеться на теплом островке какого-нибудь чиновничьего кресла, я, не колеблясь, выбрала первое. Еще крошкой начала петь, участвовала в десятках конкурсов художественной самодеятельности. После окончания Благовещенского педагогического училища № 1 стала учительницей начальных классов. Немного поработала по специальности, а потом меня потянуло в культуру: в школе свои вокальные и организаторские способности я не могла проявить. Стала методистом управления культуры, а через год, в 1975-м, была переведена заведующей отделом культуры Благовещенского района, где проработала 12 лет...

Епифанцева с ностальгией вспоминает эти времена. Как мощно тогда развивалась клубная система! С каким удовольствием жители сел и деревень занимались в художественной самодеятельности! Сколько талантов было открыто! А главное — потом эти яркие звездочки шли в специальные училища и вузы, чтобы вспыхнуть еще ярче на большой эстраде. Не было тогда такого пьянства, а тем более наркомании, как сейчас. У людей была цель, они стремились к ней. Поэтому, когда стали рушиться духовные идеалы, Нина сказала себе: «Сохранить культуру — вот что сейчас самое важное. Иначе оскотинимся, пропадем».

Спасли, чтобы развиваться

Когда в августе 1987 года Епифанцева приняла только что выстроенный Дворец культуры, то не могла нарадоваться вниманию государства, а вернее, Федерации профсоюзов. Деньги на содержание здания шли исправно, приобрели самую современную по тем временам звуковую и киноаппаратуру. Дискотеку устроили такую грандиозную, что сразу переманили к себе посетителей из Дома молодежи. Танцевала, как минимум, тысяча человек. На открытие ДК, помнится, пригласили Московский театр им. Ермоловой. До того здесь все понравилось столичным артистам, что впоследствии художественный руководитель театра Владимир Андреев подарил Епифанцевой хрустальную сову, и мудрая птица будто принесла удачу коллективу. Кружки заработали в полную силу! Молодежный театр появился, танцевальные коллективы возникли. На базе нового Дворца сделал первый шаг к предпринимательству впоследствии крупный амурский бизнесмен Александр Федорчук, открывший здесь студию звукозаписи. В ДК потянулись смелые, инициативные люди... И вдруг, как снег на голову, горбачевская перестройка! Нарождающейся криминальной буржуазии культура оказалась не нужна. С 1990 года Дворец перестали финансировать. Власть заявила: «Вы можете пускаться в свободное плавание». В итоге оказалось — в свободное погружение. Пришлось вдвое сократить штат, а значительную часть помещений сдать в аренду. Забрали прежде общепитовский ресторан к себе и частично перепрофилировали задачи ДК: обслуживали в основном желающих провести юбилей или праздник. Кинотеатр тоже сдали в аренду, и тот стал устанавливать свою репертуарную политику. Нина Ивановна вздыхает: «Ни о какой тысяче человек на сегодняшней дискотеке и не мечтаю. Приходят не больше сотни, и те какие-то зомбированные. Пьют пиво и почти не танцуют, смотрят отрешенным взором. Вокруг Дворца тоже бродят с пивом, а вовнутрь, где театр, школы спортивного и эстрадного танца, не хотят даже зайти. Потерянное поколение...» Но Епифанцева оптимизм не теряет. В последнее время коллектив ДК профсоюзов почувствовал себя уверенней: думает о новых наработках, о возвращении к истинной клубной деятельности. И в этом его поддерживает неувядаемый первый и единственный директор Дворца, королева сегодняшнего юбилея — Нина Ивановна Епифанцева.