Среди других предрассудков — после соборования можно принимать постриг в монашество, нельзя вступать в брак, употреблять в пищу мясо.

— Это действительно предрассудки, — говорит священник Благовещенской епархии иеромонах Василий (Обухов). — Когда говорят, что соборование совершается только над умирающими, это очень распространенная и грубая ошибка. Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, проводится и над больными, и над здоровыми людьми, ведь, кроме исцеления от болезней, соборование дарует нам прощение забытых грехов, которые тяготеют над человеком. Соборование над тяжело больными людьми совершается вне зависимости от времени года и даже от времени суток. В Русской православной церкви установился обычай совершать во время Великого поста это таинство и над здоровыми в храме, потому что все нуждаются в прощении забытых грехов и грехов, совершенных по неведению. Сегодня мало кто может считать себя по-настоящему здоровым. Не имеющие телесных недугов могут страдать душевно — иметь скорбь, уныние. Собороваться можно даже детям начиная с семи лет — с того возраста, когда они ходят на исповедь. Обращаться к соборованию святые отцы советуют «от одной болезни — один раз».

— Здоровым людям мы рекомендуем собороваться не чаще чем раз в год, — говорит отец Василий. — При этом нужно помнить, что соборование само по себе — не физическое лечение, а духовное. И не стоит ждать от него мгновенного исцеления. При соборовании прощаются забытые грехи. Но это таинство не заменяет исповедь. Таинство называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (в идеальном варианте — семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник. Таинство елеосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа «власть исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6.13). Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоят сосуд с елеем и емкость с зерном. В нее поставлены семь зажженных свечей и семь кисточек, которыми будут помазывать собравшихся — по числу читаемых отрывков из Священного Писания. Елей знаменует милость Божию и сострадание, а добавляемый в него в небольшом количестве кагор — искупительную кровь Спасителя. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Своей притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34). Верующие приносят с собой масло, кагор и зерна пшена, гречихи или риса — это добровольное пожертвование перед таинством. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лицо соборующегося, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить. Заканчивается елеосвящение возложением Евангелия на головы соборующихся. И священник молится над ними, говоря: «Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение...»

— Особой подготовки перед таинством соборования, в отличие от причастия, не требуется, — говорит отец Василий. — Конечно, лучше накануне помолиться, почитать покаянный канон. И приготовить все необходимое, что нужно принести с собой в храм. Те, кто соборовался, оставшийся освященный елей и крупу забирают домой (для этого с собой нужно взять баночки и мешочки). Эти освященные продукты можно добавлять в пищу, елеем также можно помазывать больные места.