«Арина Родионовна»: символ русских нянь О няне Пушкина мы знаем со школьной скамьи. «Выпьем, няня, где же кружка?» давно стало классикой. О биографии этого символа всех русских нянь рассказывает книга Михаила Филина «Арина Родионовна». В России законы редко исполняются в точности, эта участь постигла в свое время и закон о крепостном праве. Поэтому нередко в 18 - 19-м веках крепостные крестьяне - няни, дядьки - становились едва ли не членами дворянских семей. Вот и Арина Родионовна была для семьи Пушкиных больше, чем няня. Ради «пушкинят» она, человек подневольный, оставила в деревне своих родных детей и мужа. Но и новых своих подопечных она полюбила всей душой. Как относился к Арине Родионовне Александр Сергеевич, мы знаем из его стихов и писем. Литературоведы отвели няне Пушкина почетное место в истории русской словесности. В начале прошлого века даже развязалась целая полемика между славянофилами и западниками о месте няни в творчестве Пушкина. В эпоху агитпропа появлялись пьесы, где главным героем был Пушкин, а няня в качестве героя из народа советовала поэту темы будущих стихов и обсуждала с ним политические события. В общем, пушкинистика полюбила няню больше, чем самого поэта. Книга любопытна не только собранной по крупицам и восстановленной биографией Арины Родионовны (Ирины Матвеевой, в девичестве Яковлевой). Читая ее, немного иначе воспринимаешь и биографию самого Александра Сергеевича, «неуимчивого», по словам няни, барина, ее «ангела», ссылки и дуэли которого она переживала сильнее, чем родная мать поэта. Кому адресовано: всем, для кого Пушкин - солнце русской поэзии. Где читать: в перерывах между парами лекций - книга не очень толстая. Оценка рецензента: узнавая о няне, больше узнаешь о поэте. «Савва Сторожевский»: житие чудотворца Александр Пушкин, побывав в подмосковном Звенигородском монастыре, переписал по-своему старинное житие основателя обители игумена Саввы. Спустя некоторое время студент-медик, попав в Звенигород, трудился в местной больнице, вел дневник, писал рассказы и фельетоны и стал известнейшим литератором. Но ни разу нигде и никогда не вспомнил он ни о Звенигородском монастыре, ни о преподобном Савве. Это был Антон Чехов. Так и наша память, заключает автор книги «Савва Сторожевский» Константин Ковалев. Один человек что-то видит, а другой говорит - здесь нет ничего интересного. Перед Константином Ковалевым стояла непростая задача при создании образа российского святого. С одной стороны, есть реальные факты биографии, с другой - чудеса, которые не поддаются рациональному анализу. Очень трудно найти компромисс, чтобы рассказать о подвижнике православия и при этом не разрушить тонкую духовную ткань, неотъемлемую от образа святого. Поэтому «Савва Сторожевский» - книга необычная для серии «ЖЗЛ». Это книга исторических реалий и одновременно - многочисленных гипотез, признается автор. Константин Ковалев рассказывает о детстве и юности отрока из неведомых земель (неизвестно, где родился будущий подвижник благочестия и кто были его родители), о его жизни в стенах Троицкой обители у Сергия Радонежского и об основании им Звенигородского монастыря. Любознательный читатель может почерпнуть из книги знания о русском монашестве, его истории и традициях. Отдельные главы посвящены загадкам жития Звенигородского чудотворца и наследию преподобного старца. Кому адресовано: православным читателям и всем, кому небезразлична история России. Где читать: в паломничестве по святым местам. Оценка рецензента: книга воспитывает патриотизм.

Возрастная категория материалов: 18+