Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует в России третий год. Согласно документу, органы государственной власти обязаны проводить закупки для своих нужд только путем проведения торгов (в форме конкурса или аукциона) или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах). По замыслу разработчиков, прежде всего закон должен был служить принципам открытости, прозрачности проведения торгов, способствовать развитию конкурентоспособности и обеспечить экономное расходование бюджетных средств. Однако если на первых этапах большая часть нарушений была связана с незнанием норм закона, то теперь ошибки приобретают совсем иной характер, отмечают специалисты УФАС по Амурской области. - Проблема с госзакупками стоит в Приамурье очень остро, - отмечает начальник отдела государственных и муниципальных заказов ведомства Тамара Малыгина. - В 2007 году мы рассмотрели более 100 жалоб по прошедшим торгам, за 9 месяцев этого года нам поступила 81 жалоба. Цифры примерно одинаковые, но стоит отметить, что увеличивается как количество подаваемых жалоб, так и число нарушений. Проведение аукциона во многом остается новшеством для амурчан. Зачастую, не имея навыков применения закона, чиновники пытаются избежать этой сложной процедуры. Как отмечают специалисты УФАС, большая группа нарушений связана с дроблением заказов на мелкие. По закону, если сумма заказа не превышает 100 тысяч рублей, можно обойтись без торгов или запроса котировок. Кроме того, искусственно создаются условия, ограничивающие круг участников торгов: предъявляются неисполнимые требования к оформлению документации, срокам поставки товаров и услуг. По словам Тамары Григорьевны, большинство нарушений выявлено в сфере образования и здравоохранения. Так, в сентябре этого года антимонопольная служба рассмотрела жалобу на отдел образования Магдагачинского района. Аукцион был объявлен на поставку компьютерного оборудования и программного обеспечения для школ района на общую сумму в 900 тысяч рублей. Заказчик установил незаконные требования к предмету торгов, к его характеристикам, тем самым ограничив круг потенциальных участников. - Указания конкретного производителя, требования к внешнему виду товара - это не те характеристики, которые влияют на функциональность техники, - говорит Тамара Малыгина. - Рынок насыщен различной оргтехникой, которая имеет схожие функциональные и потребительские характеристики. Выбор должен быть обусловлен экономичностью и качеством товара. В список «недобросовестных» заказчиков попали также отделы образования администраций Октябрьского и Архаринского районов. Надо отметить, что по выданным антимонопольной службой предписаниям нарушения были устранены, проведены повторные торги. Как признаются специалисты, закон о госзакупках не исключает коррупционную составляющую. Зачастую заказчик умышленно создает ситуацию, при которой результат торгов заранее предопределен. - Не так давно мы рассмотрели жалобу одной из компаний Хабаровска, касающуюся заказа на проведение проектно-изыскательских работ по одному из детских лагерей. Заказ очень большой - более чем на 12 миллионов рублей, - рассказывают в амурском управлении Федеральной антимонопольной службы. - Заявку на участие в аукционе хабаровчане отправили по почте, получив уведомление о вручении - успокоились. А впоследствии узнали, что их документы рассмотрены не были. В торгах участвовал один претендент, он и оказался победителем. По словам заказчика, почтальон вручил заявку постороннему лицу, поэтому ее не зарегистрировали. Однако на деле это оказалось неправдой. По выписанному предписанию заказчик отменил результаты торгов и провел аукцион заново. По мнению сотрудников УФАС, проблема с размещением госзаказов с годами не станет менее острой. И корень зла кроется не только в недобросовестности местных чиновников. Несовершенна сама система госзакупок. - Чтобы добиться положительных результатов, необходимо работать не только на исполнительском уровне, но и на законодательном, - уверена Тамара Малыгина. - Действующая на сегодняшний день система закупок очень сложна как для заказчика, так и для поставщика. В законе есть пробелы, некоторые нормы даже противоречат друг другу, не учитывается специфика некоторых сфер закупок. Поэтому есть и разночтения. Другой вопрос в том, что одни заказчики учат нормам закона, а другие - как эти нормы обойти. Существующие меры наказания порой просто недейственны - штрафы несоизмеримо малы по сравнению с возможной выгодой. И в этой связи необходимо повышать ответственность за нарушения.