Случилось это 11 августа 1892 года, а под амурский чайна-таун выделили участок на северо-западной окраине города. Именно там, в районе улиц Офицерской (Мухина) - Северной и Загородной, и нигде больше, жил китайский рабочий люд. А для торговцев, их приказчиков, имеющих лавки, а также для временно прибывших из-за Амура их соплеменников, разумеется, с толстым кошельком, делались исключения. Правда, с согласия полиции. Китайский квартал Что представлял собой в конце XIX - начале XX веков наш китайский квартал? Судя по материалам издательского проекта Амурской ярмарки «Благовещенск. Из века в век», там жизнь кипела от зари до зари. Ведь уже в следующем 1893 году в благовещенском чайна-тауне были построены каменный амбар, два строения из белого кирпича, больничный барак - наши предки боялись распространения заразных болезней, типа холеры. Через четыре года там уже было 12 кварталов с узкими улочками, где толпились мазанки, лавчонки, навесы. Китайский квартал, казалось, не смыкал глаз даже ночью. Иначе откуда взяться изобилию овощей, зелени, которое особо поражало тех, кто впервые попадал в наш суровый край? Местные же привыкли и к ранней капусте, и к крупным помидорам, выращенным китайцами по своей особой технологии. Как привыкли к их умению сапожничать, шить быстро и дешево, быть хорошей прислугой. Работа до седьмого пота «Русское правительство поощряло приграничную торговлю с Китаем, разрешив еще в 1862 г. беспошлинную торговлю в пятидесятиверстной полосе вдоль границы. В ней китайцы освобождались не только от ввозных пошлин, но и от необходимости выкупать купеческие свидетельства. Китайскую торговлю всегда отличала дешевизна. Китайцы хорошо чувствовали потребительский рынок, редко строили магазины и лавки - чаще арендовали их, не страховали, не тратили денег на рекламу. Между всеми торгующими китайцами существовала связь, осуществляемая кредитованием крупными торговцами мелких, что позволяло китайским торговцам оборачивать капитал несколько раз в год и успешно конкурировать с русскими торговцами» - В. В. Граве, «Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье», 1912 г. «Много длинных дощаников и маленьких лодок перевозят китайцев в город и из города. На берегу около мола китайцы торгуют луком, свежей травой (5 коп. пара снопов)» - В. Ф. Семенов, «Путешествие по Амуру», 1908 год. «Высоко ценилась прислуга из китайцев. Аккуратные, трезвые, легко запоминающие приказания и быстро осваивающие русский язык китайцы были незаменимы», - отмечал в 1912 году В. В. Граве. Иногда китайцы жили в русских семьях по многу лет и брали фамилии своих хозяев. Среди китайцев были хорошие сапожники, стекольщики, паяльщики, столяры, портные. Встречались и редкие специалисты по восстановлению посуды. Немало было старьевщиков, собирающих у горожан ненужные вещи. На улицах, дворах и площадях Благовещенска можно было встретить китайцев - музыкантов, фокусников, врачевателей (хотя эта деятельность была запрещена городской управой), дрессировщиков с обезьянами и медведями. Медведи танцевали, кувыркались, обходили публику со шляпой для сбора денег. «Очаг живой заразы» Комиссия городской Думы, обследовавшая в 1912 году китайскую слободку, отмечала: «Эта часть города, вследствие скученности, тесноты, некультурного населения, невозможностью даже принудительными мерами заставить китайцев выполнять хотя бы минимум требований санитарного надзора, представляет из себя в буквальном смысле очаг живой заразы. Деревянные, полуразвалившиеся постройки, с низкими прогорелыми потолками, с массою различных пристроек, не удовлетворяют самым элементарным требованиям и являются крайне опасными в пожарном отношении». И действительно, в 1914 г. китайский квартал был наполовину уничтожен пожаром. «В виду опасения занесения холеры, которая прежде всего найдет жертвы среди китайского населения, г. полицмейстер распорядился, чтобы означенное постановление (обязывающее китайцев и маньчжур жить в китайском квартале. - Ред.) исполнялось самым точным образом. Все имеющие право жить в городе китайцы должны будут немедленно переселиться в китайский квартал, в котором приказано очистить и содержать в порядке помещения и дворы» («Амурская газета», 1902 г.). Жившие в благовещенском чайна-тауне ежегодно выбирали старосту - одного на 300 человек, который утверждался в должности полицмейстером. Китаянки в дефиците Китайцы и маньчжуры, приезжавшие в Благовещенск, свои семьи оставляли в Китае. Писатель Н. Г. Гарин - Михайловский, побывавший в городе в 1896 году, передает следующий разговор: «И вот какое дело - совсем нет китайских баб. Китайцев, ребятишек - все мальчишки много, а баб нет; штук десять на весь Благовещенск». Это отмечает и капитан парохода Д. Лухманов: «Китайцев не меньше десяти тысяч, но среди них нет ни женщин, ни стариков, ни детей. Базар сплошь застроен их лавчонками, в которых можно найти все, начиная от махорки и кончая контрабандными шелками и опиумом. Китайцы, или, как их называли в Сибири, «манзы», здесь пришлый элемент. Некоторые из них, более оседло устроившиеся в Благовещенске, имеют семьи в расположенном напротив городке Сахаляне». Золотой притон «Когда в китайском квартале обнаружены были холерные заболевания, там поставлены были солдаты и городовые для обсервации. Благодаря тому, что городовым пришлось постоянно сталкиваться с населением квартала, удалось раскрыть существовавший там притон для сбыта фальшивых монет. Произведенным обыском найдены были у разных лиц и в разных местах, но главным образом в деревянном небольшом ящике фальшивые монеты, подделанные под золото и серебро. «Золотых» пятирублевых монет найдено 218 штук. Они сделаны искусно, хотя легко отличимы по весу и по звуку. Кроме того, найдено около 200 серебряных, в рубль величиною монет иностранных, говорят, что мексиканских долларов. По подозрению в сбыте монет арестованы два маньчжура, находящиеся теперь в тюрьме. Место производства фальшивых денег не обнаружено. Китайцы, проживающие в китайском квартале, целыми артелями отправляются на марковскую гору по марковской дороге и вырубают хворост, который и тащат на себе к своим фанзам. На это кому следует не мешало бы обратить внимание» («Амурская газета», 1902 год). Наполовину сгоревшая в 1914 году китайская слобода так и не смогла восстановить свою былую значимость - шла война, а после Октябрьской революции началась Гражданская. Потому в перечне улиц Благовещенска за 1926 год на месте старого китайского квартала указаны лишь 1-й и 2-й Китайские переулки, которые до наших дней не сохранились. Впоследствии для компактного проживания соседей из-за Амура в городе отводились места, получившие названия «Тайвань» и «Шанхай». В тему «Вообще в Благовещенске без китайцев жить нельзя - в этом согласны, по-видимому, все благовещенские обыватели». А. А. Кауфман, «По новым местам (очерки и путевые заметки)», Санкт-Петербург, 1905 г.