Смета финансов - Первым делом нужно составить смету доходов и расходов, где подробно расписать все платежи - обязательные и дополнительные, - советует главный бухгалтер ООО «Издательский дом «Амурская правда» Олеся Мельникова. - На предприятии обязательные расходы - это аренда, заработная плата, налоги, плата за телефон, Интернет и т. д. В семье в «обязаловку» будут входить плата за квартиру, детский сад или школу, сотовые телефоны, продукты… Деньги на них - неприкосновенные, на иные цели тратить их нельзя. На каждую категорию выделяйте приблизительную норму и отслеживайте, сколько еще можно потратить. В смету нужно включить все до копейки - проезд, сколько даете ребенку личных денег, не округляйте суммы, плюсуйте каждую мелочь. Учитывайте сезонность. Зимой мы больше едим мяса, а овощи стоят дороже, чем летом. В графике на декабрь запланируйте расходы на Новый год: подарки, праздничный стол, наряды, такси в новогоднюю ночь. Планируйте долгосрочные покупки и заранее откладывайте на них деньги. К примеру, каждую неделю по 100 рублей на ремонт, на отпуск, на шубу. Многие не могут позволить себе эти траты с зарплаты, поэтому к ним нужно готовиться заранее. Также в случае возникновения кризисной ситуации (болезни или срочного ремонта) вам не придется в чем-то себя ущемлять или брать потребительский кредит, у которого, как известно, самые большие проценты. В отдельную колонку записывайте все доходы: зарплата, детские пособия, алименты. Денежный дневник Проанализировав свою смету, вы можете выяснить, сколько примерно «свободных» денег у вас останется. Из них можно смело создавать «подушку безопасности», а проще говоря - заначку. Ее лучше не хранить в прикроватной тумбочке, а отнести в банк под проценты. Причем важно вносить вклад сразу же после получения заработной платы, пока вы еще не успели ее потратить. Заначка выполняет одновременно две функции: страховки в случае кризисной ситуации, а также стартового капитала для реализации вашей мечты. Если же вы едва дотягиваете от зарплаты до аванса, постоянно занимая купюры у коллег, вам срочно нужно пересмотреть свои траты и сократить их. - Попробуйте хотя бы неделю (а лучше пару месяцев) вести денежный дневник, - рекомендует Олеся Николаевна. - Ежедневно записывайте потраченное - на проезд, покупку шоколадки. Затем анализируете: в этот день я потратила 90 рублей, а в этот - 200. Понятно, что, возможно, закончилась крупа или сломалась молния на сапоге. Но есть и такие расходы: проехала на автобусе одну остановку, а могла пройти пешком, и 12 рублей - булка хлеба - сэкономлены. В конце месяца вычеркните из этого списка все то, без чего можно было обойтись, и сложите все суммы, которые были потрачены на ненужные покупки. У вас будет шок! После подобного планирования можно определить, какие расходы лучше сократить, перенести или вовсе исключить. Это интересно Если вы будете вкладывать каждый день по 5 рублей под 10% годовых, то в течение 40 лет у вас накопится 1 миллион рублей. При этом сами на счет вы положите всего 73 тысячи рублей. Голодный экономному не товарищ Все знают, что в магазин нужно ходить со списком и на сытый желудок – меньше купишь ненужных вещей. Чем еще нужно руководствоваться при совершении покупок? Продукты питания - это особая статья расходов. Она может быть довольно компактной в сумме общего дохода, а может раздуться до просто невообразимых размеров. Многое, конечно же, зависит от личных пищевых пристрастий, и частенько бывает приходится проявлять немалую силу воли, чтобы начать продуктивно экономить на еде, но можно обойтись и менее кардинальными мерами, так сказать «не наступая себе на горло». Не кидайтесь на красивую упаковку. Обычно на бантики и ленточки приходится две трети стоимости товара. Не стоит покупать и слишком дешевое. Мало того что зачастую, обольстившись низким ценником, мы приобретаем совершенно бесполезный товар. Так и качество этого товара будет на порядок ниже. К примеру, яблоки за 20 рублей окажутся наполовину испорченными и отправятся в мусорное ведро. Тогда как за 50 будут съедены до последнего огрызка. Выберите свой магазин. Практика показывает, что ценники даже в рядом расположенных торговых точках могут существенно отличаться. Также поможет сэкономить поход в большой магазин недельной закупки вместо ежедневных набегов в супермаркет возле дома. Чем больше, тем дешевле Гораздо выгоднее купить одну большую упаковку товара, чем две маленьких. К примеру, 200 мл шампуня стоят 47 рублей, 400 мл – всего на 10 рублей больше, а 750 мл – 101 руб. Мягкая упаковка дешевле твердой. Например, пачка молока в тетрапаке обойдется в 23 рубля, в полипаке – в 17. Электрический минимум Замените обычные лампы накаливания на энергосберегающие. По словам специалистов, при мощности 10-25 Вт они потребляют «тока» в пять раз меньше, а световой поток дают такой же, как 40 - 100-ваттные обычные лампы. Цена такого светильника не маленькая (в благовещенских магазинах лампа 25 Вт стоит от 90 до 120 рублей), но, помимо того, что она экономит энергию, срок ее службы до 8 лет. Приобретая новую бытовую технику, выбирайте ту, что экономит электроэнергию. Обычно на них стоит маркировка «класс А». Продавец поможет подобрать вам энергосберегающую модель. Если у вас дома стоит электроплита, вам просто необходим электрический чайник. Это чудо техники будет экономить ваше время и электроэнергию. Он доводит воду до кипения за 1,5 - 2 минуты. Поменяйте выключатели типа «вкл/откл» на диммеры (регуляторы мощности). С их помощью интенсивность освещения (а значит, и энергопотребление) можно, когда необходимо, использовать по минимуму - например, на 10 Вт. Когда необходим минимум освещенности, тогда и расход будет небольшим. А включая обычным выключателем, вы сразу «запускаете» все 60 - 100 Вт в лампочке. Чаще используйте местное освещение вместо центральных многоламповых люстр. Не допускайте нарастания снежной «шубы» в холодильнике: чем она больше, тем больше холодильник будет тратить «тока» на ее поддержание. Не ставьте холодильник рядом с источниками тепла: это резко увеличивает расход энергии. Берегите время Сколько раз вы восклицали: «Ну почему в сутках не 36 часов?» Мы вечно спешим и опаздываем, нам всегда не хватает времени. А ведь и его можно экономить. - Главное - это уметь планировать свою жизнь, - считает начальник сектора информационно-аналитического обеспечения Амурского филиала ОАО «Дальсвязь» Евгения Зимина. - Правильно говорят, что завтра начинается сегодня. И поэтому, перед тем как уйти с работы, я записываю планы на завтра. Существует масса методов и инструментов управления временем. Вряд ли можно пользоваться всеми, но что-то для себя из тайм-менеджмента может выбрать каждый. По-моему, в работе очень эффективны двухмерные обзорные графики, предложенные Архангельским в книге «Тайм-драйв». С их помощью легко управлять любыми проектами, особенно теми, для реализации которых требуется задействовать массу людей и решить много мелких, но важных вопросов. Когда у меня возникает чувство, что уже выполнила всю работу, я заглядываю в файл «план», который всегда хранится на рабочем столе. Туда по мере возникновения записываю все-все задачи, вопросы, не требующие срочного решения. Работаю с ними, когда есть время. Идеи, мысли, удачные примеры каких-то проектов, акций складываю в «Банк идей». Когда нужно срочно что-то придумать - все под рукой, опять же экономится время. Это то, что помогает лично мне. И еще пара принципов. Нужно уметь говорить «нет», иначе вам придется тратить время на посторонние задачи. Научитесь избавляться от «поглотителей времени» в виде коллег, любящих поболтать, и других отвлекающих факторов и уважительно относиться ко времени других - не заставляйте себя ждать, будьте точными во всем.