Конечно, Конституция - всегда политический документ. Так, Конституция РСФСР 1917 года юридически оформила завоевания социалистической революции, провозгласив диктатуру пролетариата в условиях подавления буржуазии. Основной целью Конституции СССР 1924 года было оформление образования СССР, а Конституции РСФСР 1925 года - отражение вхождения РСФСР в состав СССР. Конституции СССР и РСФСР 1936 - 1937 годов принимались в условиях апофеоза личной власти Иосифа Виссарионовича Сталина как демократическое «прикрытие» массовых репрессий в отношении «врагов народа» - это официальный конституционный термин того времени. Конституции СССР и РСФСР 1977 - 1978 годов оформляли отказ от умаляющей достоинство человека государственной политики и исчерпавшей себя классовой диктатуры (так как объекты диктата уже были физически уничтожены или сбежали за границу - прим. автора). Последние документы провозглашали союз всех слоев общества в условиях крепкого социализма и руководящей роли КПСС. Эти глобальные политические задачи «отодвигали» на второй план ценности человека и гражданина. Изменилось ли что-либо в действующем Основном законе России? Давайте вспомним, что Конституция РФ в отличие от всех ранее принимавшихся является единственным общенародно принятым и действующим сейчас документом. В референдуме 12 декабря 1993 года приняли участие около 60 миллионов человек, или 54,8% избирателей. Из них «за» его принятие проголосовало 58,4%, или около 33 миллионов. Напомню, что на референдум был вынесен президентский проект конституции, хотя свои варианты Основного закона были предложены специально созданной Съездом народных депутатов РСФСР Конституционной комиссией, отстаивавшей приоритет власти Верховного Совета в стране (руководители - Р. И. Хасбулатов и О. Г. Румянцев); группой работников Государственно-правового управления Президента РФ, настаивавшей на роли «сильного» (в плане полномочий по отношению к иным государственным органам) президента (проект С. М. Шахрая). Политсовет Российского Движения демократических реформ представил проект с достаточно умеренными президентскими полномочиями и сильными полномочиями верхней палаты парламента -ответственным за документ был Анатолий Собчак. Предлагали свой вариант и депутаты-коммунисты, сделавшие основной конституционный акцент на социально-экономических правах граждан, сильных позициях Верховного Совета и ликвидации поста Президента РФ. Сегодня уже мало кто помнит, что первый российский референдум по утверждению основных положений новой Конституции планировалось провести Верховным Советом 11 апреля 1993 года, однако от этой идеи съезд отказался еще в марте. В условиях политического противостояния президент РФ назначил своим Указом референдум о доверии к нему и по проекту Конституции. Действуя на опережение, съезд назначает референдум на 25 апреля 1993 года, по сути, о приоритете доверия - к депутатам или президенту. О принятии Конституции речь уже не шла. Результаты референдума президент истолковал как подтверждение большей его поддержки населением, чем Совета, и в мае 1993 года опубликовал свой проект Конституции с сильными президентскими полномочиями и образованием нового законодательного органа вместо Верховного Совета - Федерального собрания. Чем закончилась борьба двух проектов Конституции новой России, помнят все. Сначала иллюзией примирения проектов в рамках работы конституционного сочетания, а затем - обстрелом дома Советов и препровождением ряда депутатов в качестве узников в лефортовскую тюрьму. В Амурской области проект новой Конституции был встречен неоднозначно. Всего за поддержку данного документа высказались лишь 8 из 28 глав городских и районных администраций. Левые силы и кандидаты от объединения «Амурский избиратель» призывали к голосованию против ее принятия. Возможно, это сказалось на итогах голосования по проекту новой Конституции - из принявших в нем участие 389 тысяч 630 амурчан (около 58%) проект Конституции одобрили чуть более 47%. Амурская область не относилась к тем регионам России, где Конституция получила абсолютную поддержку населения. Сегодня, с учетом 15-летнего периода действия, появляются основания для предварительной оценки Основного закона постсоветской России. Не так давно мне довелось пообщаться с инициаторами отечественной конституционной реформы 1992 - 1993 годов на юбилейном мероприятии, посвященном Конституции, в МГУ им. М. В. Ломоносова. И С. М. Шахрай, и О. Г. Румянцев, впрочем, как и другие представители научной общественности, признают, что российская Конституция «с некоторым скрипом, но действует». И с этой точкой зрения стоит согласиться. С большими сложностями, но удалось добиться единства суверенитета России, преодолев политику сепаратизма и регионах. Единство гражданства, закрепленное в Конституции, хоть и не признавалось многими республиками, но сегодня стало реальностью. Выборы как выражение власти народа стали повседневными событиями. Многообразие форм собственности не просто конституционный постулат, а основа экономической политики России. Местное самоуправление - не декларация, а кропотливый труд населения более чем в 20 тысячах муниципальных образований страны. Конституционная гарантированность прав и свобод человека государством - тоже реальность. Предвижу, сколько читателей скептически улыбнется, читая последние строки. Дорогие земляки! Я не сторонник голословной идеализации Конституции России. В ней заложен богатый демократический потенциал, реализация которого зависит и от государства, и от нас с вами. Вспомните, например, часть 3 ст. 59 главного Закона страны - о праве на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Федеральный закон, регулирующий порядок ее прохождения, стал действовать только с 2004 года, и 11 лет до этого граждане нашей страны реализовывали это право только лишь на основании нормы Конституции. Но и государство не должно устраняться от реализации гарантированных им прав - права на жилище, социальную защиту, образование и т. д. В этих сферах еще много проблем. Конституция может быть идеальна, но до идеала путей претворения ее в жизнь еще далеко. И последнее, что хотелось бы сказать скептикам. Принятая всенародно Конституция России одной из первых глав выделила «Права и свободы человека и гражданина». И это - показатель приоритета долговременной государственной политики. Сегодня уже невозможно представить такой уровень конституционного лицемерия, который наблюдался в нашей стране в середине прошлого века, когда в ст. 137 Конституции СССР 1936 года провозглашалась неприкосновенность личности, а в это время массово штамповались квоты на расстрел. Именно в реалистичности и стабильности правового строя России можно видеть залог ее успеха. Демократичная Конституция в России есть, важно лишь, чтобы она демократически при этом исполнялась.