Александр Федин: «Не хочу быть комнатным инвалидом».Александр Федин: «Не хочу быть комнатным инвалидом».

На улице в основном те, кому помогают родственники. Одиноким во сто крат сложнее: каждый выход на люди— подвиг, требующий не столько моральных, сколько серьезных физических сил. Корреспондент «АП» выяснял, почему одинокие инвалиды-колясочники Благовещенска сидят по домам.

Крепкий мужик

56-летний Александр Федин — мужик крепкий, в большинстве случаев только это и спасает. В Амурской области он оказался в 1989 году, приехав по комсомольской путевке на строительство Бурейской ГЭС. Жизнь была достаточно неплохой до тех пор, пока четыре года назад не пережил ампутацию обеих ног. После этого провел полтора месяца в доме для престарелых и инвалидов. Насидевшись в четырех стенах, бежал оттуда при первой возможности… в крохотную, не более девяти квадратных метров комнатку на улице Загородной. Здесь приходится спать, готовить. Из развлечений только телевизор. Ждать улучшения условий уже не позволяет возраст. Отдельной льготной квартирной очереди для инвалидов-колясочников в Благовещенске нет. Вся радость жизни только на улице, до которой еще нужно добраться.

— Конечно, в доме престарелых проще найти взаимопонимание с коллегами по несчастью, но ведь хочется, чтобы жизнь продолжалась вне стен этого заведения, — признается Александр Владимирович. — Я люблю бывать на городских праздниках, хорошо, сейчас приглашают знаменитостей. Мне, например, очень понравилось выступление Киркорова в прошлом году.

Надежда на руки

Помимо маленькой комнаты, у него есть многое из того, чего лишены другие коллеги по несчастью. За многое пришлось долго бороться, по крохам завоевывая свое право на полноценную жизнь, будучи прикованным к инвалидной коляске. Без нее радость передвижения в принципе невозможна. Впрочем, она была невозможна и по другой причине — выйти, а вернее, выкатиться на улицу до недавнего времени было настоящим испытанием.

— Приходилось сидеть у лестницы в подъезде и ждать, пока люди будут мимо идти. Постоянно просить помощи при спуске уже стыдно, — делится Александр Федин. — Раньше, когда самостоятельно скатывался по ступенькам, мозги вылетали, а ведь нужно было еще вернуться домой. К городским властям решил обратиться после поломки коляски. В ходе очередных скачек по лестнице сломалась ось, а нам коляска передвижения на 5 лет выдается. Сломаю нынешнюю — жизнь совсем закончится.

Сегодня легче — мэрия Благовещенска пошла навстречу просьбам Александра Владимировича. Работники ЖКХ смастерили в подъезде складной съезд для инвалидной коляски. Небольшой мостик из металлической рамы с поручнями, в которую уложены деревянные доски, прикреплен шарнирами к лестничным перилам. При желании инвалид откидывает ее прямо на лестницу и потихоньку, обеими руками держась за поручни, съезжает вниз.

В этом деле главное — не зевать и не допустить разгона коляски. В противном случае можно гарантированно вынести входную подъездную дверь, попутно заработав еще кучу травм. Торможение руками требует неимоверных физических сил. Сделать «съезд» более пологим не позволяет типовая конструкция дома — лестницы в нем короткие и шибко крутые. Вся надежда только на силу рук.

Дорогое путешествие

Кстати, откидной мостик на лестнице — не первая победа Федина. Год назад, благодаря обращению к областным властям, возле подъезда появился монолитный бетонный «пандус» для съезда на тротуар. Вроде бы теперь живи да радуйся, но на одной коляске тоже далеко не уедешь. Год назад СМИ рассказали о появлении в Благовещенске японской чудо-машины для перевозки таких инвалидов.

Но колясочников и людей с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата тысячи. Одного подобного транспортного средства для всех желающих крайне мало. А ведь, помимо простеньких развлечений в виде бесплатных концертов на площади, приходится посещать больницы и поликлиники, делать покупки в магазинах. Выручает такси.

— За четыре года почти 300 поездок, — подводит итог своих вынужденных путешествий собеседник. — Все это влетает в копеечку. Я специально изучал возможности нашего автопрома на этот счет. К примеру, на башкирском заводе выпускаются автобусы со специальными откидными ступеньками. Почему бы не закупить хотя бы несколько таких машин на городские маршруты для таких, как я?

Еще больше жизнь инвалидов-колясочников, по мнению Александра Федина, могли бы облегчить пандусы для подъема и съезда в поликлиниках (по нашей информации, нечто подобное есть только в поликлинике № 3 Благовещенска. — Прим. «АП».), магазинах и культурных учреждениях. Без участия властей руководители организаций и предприниматели вряд ли сами повернутся в сторону инвалидов.

Другой момент: постоянное ограничение в движении влечет атрофирование мышц не только на ногах, но и во всем теле. Для поддержки тонуса инвалиды были бы рады посещать спортивный зал, заниматься на тренажерах — сила в руках им тоже очень нужна.

В принципе Александр Владимирович не так одинок, как кажется. В Белоруссии у него есть родственники. Но братья живут в селе, где для инвалидов совсем нет условий, а квартира сестры в Минске находится на третьем этаже. Если в Благовещенске с трудом удается выбраться с первого, то там прогулка на свежем воздухе станет совсем недосягаемым удовольствием.

— Мы просим только самое необходимое, — говорит на прощание Александр Федин. — Так не хочется в расцвете лет, пусть даже и без ног, превратиться в настоящего комнатного инвалида.

Знакомые проблемы

Нина Санникова, министр социальной защиты населения Амурской области:

— Нам хорошо известна ситуация, в которую попал Александр Владимирович Федин и другие люди с ограниченными возможностями, которым приходится передвигаться на инвалидных колясках. Более того, на адрес губернатора ими было направлено письмо, в котором указывались наболевшие проблемы. После его изучения будет принят ряд возможных мер, о которых сообщим позже. Что касается самого Александра Владимировича, то, помимо всего прочего, ему положена еще компенсация за автомобиль. Буквально на днях деньги в размере 100 тысяч рублей перечислены на его счет.

Возрастная категория материалов: 18+