Пока же представители малого бизнеса ставят под сомнение реализацию столь щедрого обещания от государства — слишком крепка связь предпринимателей с кассовыми машинами. Все-таки законопроект, предусматривающий отмену ККМ, обсуждается в кулуарах Госдумы пять лет, и только 1,5 года назад он был принят в первом чтении. Попробуем разобраться, почему этот вопрос требует столь продолжительного обсуждения и возможна ли жизнь предпринимателей без кассовой машины.

«Жизненный цикл» ККМ начинается с того момента, как ее будущий владелец определится с выбором в специализированном магазине. Причем стоит заметить, этот выбор ограничен законодательно установленным перечнем моделей ККМ, закрепленным в соответствующем государственном реестре. После процедуры оформления покупки хозяину машины предстоит обратиться в сервисный центр для заключения договора технического обслуживания, включающего ежегодный платный осмотр. Далее путь ККМ лежит прямо в налоговую инспекцию, где при наличии паспорта машины, договора на сервисное обслуживание и заявления ее владельца в законодательно установленный срок совершенно бесплатно проведут осмотр аппарата. Налоговые инспектора проверят фискальную память, наличие марки-пломбы, голограммы «Сервисное обслуживание» и знака «Государственный реестр» — без них машина исполнять роль кассового аппарата не сможет.

Однако вопрос, возможно ли ведение деятельности без ККМ, остается открытым для заинтересованных сторон. Во-первых, заинтересованы в «продолжительной жизни» ККМ налоговые инспектора. Хотя для них вариант отмены ККМ может оказаться самым безболезненным. Все дело в том, что собираются отменить кассовые аппараты именно для малого бизнеса, применяющего специальный режим налогообложения ЕНВД («вмененку»). Стоит пояснить, что в этом случае предприниматели платят налог в зависимости не от полученной выручки, а от показателя вмененного дохода для данного вида деятельности. В каждом муниципальном образовании есть свой перечень услуг и работ, при выполнении которох предприниматель будет обязан выбрать именно «вмененку».

Например, в Благовещенске это предприятия, оказывающие бытовые, ветеринарные услуги, услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспортных средств, распространению и размещению наружной рекламы и другие. Допустим, благовещенский предприниматель занимается размещением рекламы на автотранспортных средствах. Налог, который ему предстоит выплатить по итогам квартала, будет определяться как произведение ставки (15%) на базовую доходность (10 тыс. руб. с одного транспортного средства), скорректированные на определенные коэффициенты. Таким образом, налоговые органы не будут брать во внимание, на какую именно сумму и сколько чеков пробил на ККМ данный предприниматель. Кассовый аппарат для исчисления налога в данном случае не нужен.

Зато он нужен покупателям, для которых чек играет роль гарантийного билета. На это у противников кассовых машин есть свое рациональное предложение — предусмотреть выписку товарных чеков или расширить перечень бланков строгой отчетности. Третья, самая незаинтересованная сторона законодательных новаций — компании, продающие и обслуживающие ККМ. По оценкам самого премьер-министра, плательщики ЕНВД используют около 2 миллионов аппаратов суммарной стоимостью 30 млрд. рублей и тратят в год до 10 млрд. рублей на их обслуживание. Таким образом, можно судить о размере «ущерба», который может быть нанесен бизнесу «проводников» кассовых машин.

Однако если поразмыслить, то малый бизнес и сам не горит желанием избавиться от ККМ как таковых. По заверению самих представителей бизнеса, действенным решением стала бы повсеместная отмена навязанного сервисного обслуживания и дорогостоящих защищенных электронных контрольных лент (ЭКЛЗ) для ККМ.

Поэтому пока списывать кассовые машины в разряд музейных экспонатов рано. Хотя тем, кто верит в тотальную отмену ККМ, стоит начать коллекционировать кассовые чеки.

Возрастная категория материалов: 18+