Вряд ли, ведь после смерти человека народная память имеет свойство скудеть и терять массу драгоценных подробностей. Однако сегодня, как никогда, важно, чтобы никто не был забыт и ничто не было забыто. «Старая мельница» публикует рассказ ветерана вооруженных сил Алексея Столетнего, хорошо знакомого с подвигами Владимира Афанасьевича Земских.

Разговор на балконе

Осенью 1994 года вся страна готовилась отметить очередной юбилей Великой Победы. До празднований оставалось менее года, многие мероприятия проводились заранее, как бы предвещая торжество. Я, будучи майором Советской армии, собирался провести выставку в областном краеведческом музее. Название экспозиции «Дальневосточники — герои Советского Союза» говорит само за себя. Предметы музейного значения собирались прямо в областном центре. Вот тогда и решил наведаться в угловой дом на перекрестке улиц Ленина — Мухина.

В день нашей первой встречи ветеран чувствовал себя хорошо, встретил меня приветливо, по-дружески и даже почти по-отечески. Слово за слово — вышли на балкон, там и разговорились. Сейчас очень жалею, что не записал воспоминания героя на магнитофон, ведь многое из описанного поразило даже меня — кадрового военного. Ему действительно приходилось смотреть смерти в глаза чуть ли не ежедневно.

Трудно представить, как после всего пережитого он смог остаться человеком большой души. Владимир Афанасьевич всегда был приветлив и никогда не повышал голоса. Знакомые помнят его чуткость, внимательность и заботливость по отношению к окружающим. Приведу лишь несколько фактов, свидетельствующих о небывалом героизме наших летчиков в боях с фашистами. Без сомнения, именно так можно было победить в той страшной кровопролитной войне.

Дерзость без потерь

Как можно вспомнить из истории, летом 1943 года немцы попытались переломить ход войны в свою пользу и большие надежды возлагали на операцию «Цитадель». Курская дуга стала точкой противостояния двух армий. К тому времени мой новый собеседник уже командовал авиаэскадрильей и успел заработать авторитет сослуживцев. Поэтому его звено бронированных штурмовиков «Ил-2» («Черная смерть») часто посылали на авиаразведку в тыл немцев. Но 4 июля эскадрилья старшего лейтенанта Земских получила другую боевую задачу. Требовалось срочно вылететь в район переправы у реки.

Рано утром на подходе к назначенному рубежу штурмовики заметили густой туман. Еще через 10 минут появилась и сама речка. По рации командир звена приказал снизиться на минимальную высоту и с ходу бомбить переправу. Немцы возлагали на нее большую надежду. Днем и ночью шли колонны бронетехники и живой силы к местам боев. Стремительный налет советских штурмовиков оказался настолько дерзким, что враг даже не успел воспользоваться своими зенитными орудиями.

Впрочем, не удалось им это и во второй раз: проведя первое бомбометание, командир эскадрильи принял решение вернуться на переправу. Помимо бомб, на немцев посыпался град пуль из крупнокалиберных пулеметов. Вновь стремительность сыграла на руку пилотам. И даже после всего случившегося сильно потрепанные солдаты вермахта не ожидали такой наглости, как третий заход наших штурмовиков. Но он состоялся. Самым удивительным во всей этой истории было отсутствие потерь в подразделении Владимира Земских.

Бой над Прохоровкой

Другой героический эпизод случился в районе легендарной Прохоровки. Эскадрилья Владимира Афанасьевича шла низко над землей, когда на высоте показались «мессершмиты». Волей случая боевое преимущество изначально оказалось в руках врага. «Ведущий» немцев вел себя так, будто предчувствовал легкую добычу. Несмотря на сложившуюся ситуацию, самолет командира нашей эскадрильи дал очередь из крупнокалиберного пулемета по самолету противника. Его обломки тут же посыпались вниз.

Видимо, такое поведение несколько ошеломило немецких пилотов, потому что второй немец, выходя из пике, сам подставил «брюхо», и советский летчик с удовольствием нажал на гашетку. После нескольких «трасс» вспыхнул бензобак «мессершмита», и он резко пошел к земле.

Рассказывать об отваге этого человека можно бесконечно долго. К маю 1945 года на его счету было 110 боевых вылетов. 18 августа 1945 года Владимиру Афанасьевичу Земских было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ветеран вооруженных сил Алексей Столетний.

P.S. Недавно наш внештатный корреспондент Алексей Столетний ушел из жизни. Это одна из последних публикаций, которую он принес в «АП».

Досье героя

Владимир Афанасьевич Земских — коренной благовещенец. Родился 5 февраля 1917 года в семье рабочего. Фронтовик, Герой Советского Союза, единственный из жителей Приамурья троекратный кавалер ордена Красного знамени, орденов Ленина, дважды награжден орденом Отечественной войны, имеет 12 медалей. Кроме того, наш земляк — почетный житель Благовещенска, возглавлял Фонд «50-летия Победы». Ушел из жизни 2 сентября 1998 года.

Возрастная категория материалов: 18+