Мотогонщики надежно упакованы в защитные костюмы.Мотогонщики надежно упакованы в защитные костюмы.

Мотокросс для аборигенов — чуть ли не главное событие лета, не считая соревнований по борьбе. Имена спортсменов и правила мотогонок болельщики знают на «отлично». Заезд в каждом классе длится определенное время, по истечении которого распределяют места, через некоторое время проходят повторный. В субботу провели по две гонки в классах 60, 80, 125 кубических сантиметров и в классе «500».

— Учитывая количество спортсменов, мотокросс в области не очень развит, — говорит главный судья соревнований, неоднократный чемпион России и СССР Анатолий Акименко. — Да, у нас есть и международные мастера спорта, и призеры чемпионатов Европы, но если бы власть уделяла нам больше внимания, их могло бы стать намного больше.

Фляги с квасом у местных торговцев пустеют моментально: зрителей много, солнце палит из двух стволов.

Многие спортсмены приехали в Константиновку заранее и буквально жили на треке: незнакомую трассу нужно было обкатать. Поэтому между машинами различались разноцветные палатки.

Отец 14-летнего гонщика Валерия Чмутина насчет травмоопасности мотогонок особых переживаний не высказывает. Их семья приехала в Константиновку за два дня до начала соревнований.

— В любом спорте есть такие опасности, но главное, чтобы ребенку нравилось, — говорит Владимир Чмутин. — В этот раз впервые взяли с собой маму. В первый же день она видела падение ребенка, ну ничего, подбежали, помогли встать, он дальше поехал. А бывало, и в гипсе по пояс с соревнований приезжал — ничего, все привыкли. Сын занимается всего год, но у него уже второй юношеский разряд. В Хабаровском крае стал третьим в зачете.

Полуголые любители экстремальных гонок были повсюду: кто-то стоял прямо на опасных виражах, некоторые даже забирались на крыши пожарных машин, стоящих по периметру.

Красно-белые автомобили пригнали сюда не только ради техники безопасности: между заездами они поливали трассу водой, чтобы хоть немного сбить пыль. А вот экипажу «скорой» пришлось поработать по прямому назначению. Неудачно приземлился после прыжка спортсмен под № 51. Кстати, прыжки в этом виде спорта выполняются лишь для зрелищности и судьями совсем не оцениваются.

На случай падений на каждой горке-трамплине для подстраховки стоят парни с желтыми флагами. Если кому-то не повезло, они сигнализируют другим гонщикам, чтоб постарались избежать наезда. Если спортсмен не встает, они же дают знак «скорой».

Специальные защитные костюмы не только снижают риск получить травму, но и привлекают внимание. Современные рыцари на «железных конях» — только лазерного копья не хватает. Главный минус лат в том, что в них всегда очень жарко, особенно в мотоботах и шлеме. Взмокшим гонщикам неравнодушные организаторы приготовили душ: огромный бак с водой, ко дну которого приделали шланг. Заметив, что корреспондент «АП» измеряет это чудо инженерной мысли мечтательным взглядом, предложили освежиться и ему.

«Железные кони», кстати, от своих неспортивных собратьев отличаются отсутствием спидометра: все равно на него смотреть некогда. Расход бензина измеряют не километрами, а временем: в классе «500» семи литров хватает на полчаса. После каждой гонки мотоцикл осматривают, заправляют и подтягивают гайки, если потребуется.

— У матерых зарубежных мотоциклистов в команде несколько механиков и минимум четыре мотоцикла в трейлере, — рассказывает Константин Химион, отец отдыхающего в тени хабаровчанина Алексея Химиона. — У нас же, как правило, один агрегат, а механиком выступает отец. Вот вам и уровень.

Кстати

В классе «500» первым стал Роман Акименко (Благовещенск). В классе 125 кубических сантиметров — Роман Васин (Константиновка). Золото среди восьмидесятников выиграл Сергей Логачев (Константиновка). В классе 60 куб. см лучшим стал Сергей Назаренко (Хабаровск).

Возрастная категория материалов: 18+