«Молодец, Ваня! Ты это сделал!»«Молодец, Ваня! Ты это сделал!»

Но в жизни, даже во взрослой, иногда случается чудо. И такое чудо под названием «небо» ветерану боевых действий подарили братья-десантники с помощью областной общественной организации РОСТО накануне Дня ВДВ, который будет отмечаться 2 августа.

Десант — это навсегда

Его история — это комок в сердце. Это редчайший пример безразличия, бездушия, бессердечности, наконец, элементарной правовой безграмотности, которые могут перемолоть человеческую судьбу, словно мельницей. И только единицы после этого смогут встать на ноги и продолжить жить. Ивану Важенко это удалось.

Он служил в десантно-штурмовой бригаде. Призвался на срочную службу, а потом остался по контракту. Спецназ — это обязательно спецкомандировки в «горячие точки». Во время одной из боевых операций на Северном Кавказе их высадили на заданной высоте. Но боевики успели заминировать подходы. Когда разведчики начали спускаться, раздался взрыв. Иван подорвался на одной из мин.

Пока вызвали вертолет, доставили раненого в Моздок, прошло более пяти часов. Спасти ногу военные хирурги не смогли.

Полная ампутация конечности — это звучало как приговор. Долгие месяцы в госпиталях. Реабилитационный центр. И просто невероятное: уже без ноги, с протезом, спецназовец дослуживал свой контракт. Воля и желание жить полноценно поражают в этом человеке. Особенно после того, ЧТО ему пришлось пережить уже здесь, в родном Благовещенске.

— Мы познакомились с Иваном случайно в поезде, когда он ехал домой. Его история задела за живое. Я сам служил в десанте, видел и кровь, и смерть, — вспоминает член амурского Союза десантников Юрий Андропов. — Спустя годы судьба свела нас вновь. И то, что я узнал, потрясло меня еще больше.

Нет паспорта — нет пенсии

В городском военкомате, куда инвалид пришел становиться на учет, развели руками: пенсию вам не назначат. Дело в том, что у Ивана не было паспорта. Не было никогда. Так вышло по жизни. В семье были трудности, подростка, по сути, воспитывала улица. Когда пришло время исполнить воинский долг, Ваня честно пришел в военкомат. А там особенно не озадачились тем, чтобы призывник получил главный документ: «Здоровье — класс, иди — в спецназ!»

В час «Х» у него было все, что надо спецназовцу: военный билет, оружие, навыки ведения боевых действий и огромное желание честно служить Родине. Что он и делал.

И, вернувшись в Благовещенск, в родном военкомате представил военный билет, удостоверение ветерана боевых действий и наградные документы. Но этого всего оказалось недостаточно, чтобы получить от государства пенсию за утраченное здоровье. Получилось, что даже при наличии всех этих документов Иван Важенко не является гражданином РФ — страны, где выполнял свой святой долг, долг защитника Отечества.

— Надо отдать ему должное в том, что после ранения, после такой тяжелейшей операции, оставшись инвалидом, он все же остался дослуживать срок, который должен был дослужить по контракту. И после всего этого государство (страшно даже об этом говорить) поставило его в такой тупик, такой цейтнот, что парню пришлось подтверждать российское гражданство. У него два с половиной года не было возможности получать ни пенсию по инвалидности, ни ветеранские — ничего абсолютно, — возмущен Владимир Москалев, заместитель председателя Амурского регионального Союза десантников России, тоже ветеран боевых действий — участник событий в Нагорном Карабахе.

Много месяцев Иван и его близкие обивали пороги разных инстанций и натыкались на банальные отписки и равнодушие.

— Все было настолько унизительно, что я не мог больше этого выносить, — ветеран не хочет даже об этом говорить, воспоминания режут душу по живому.

Два месяца назад ему наконец-то назначили пенсию. Этим и тем, что у него теперь есть гражданство, паспорт, прописка, что он стал полноценным гражданином, он во многом обязан Юрию Андропову — члену исполкома Амурской областной общественной организации ветеранов боевых действий.

— Теперь уже мне пришлось воевать с «официальными кабинетами». Я приходил, представлялся от общественной организации и говорил: «Вы что творите?!» Бумажку положили на стол и забыли...

Обыкновенное чудо

Недавно в Благовещенске появилась новая общественная организация — региональное отделение Союза десантников России.

— Когда я рассказал Ивану о том, как идет работа над программой «Небесный купол», как мы готовим к прыжкам с парашютом 14 — 15-летних ребят, он с тоской заметил, что ему это не пришлось делать ни разу в жизни, а так хочется… Я подумал: а почему бы нет?

Два с половиной года депрессии дали о себе знать. Физическая форма была уже не та, но Иван быстро ее восстановил — стал ходить в тренажерный зал. Как говорится, было бы желание, а оно было огромным.

— Как так: парень служил в ВДВ, получил серьезное ранение, остался без ноги, и у него нет ни одного прыжка! Надо ему помочь, — рассуждает Владимир Москалев. — Я сам давно прыгаю, у меня хорошие отношения и с руководителем РОСТО полковником Александром Боржко, и со штатными парашютистами нашего аэроклуба. Все очень оптимистично восприняли эту идею.

С пониманием отнеслось к ней и командование среднебельского вертолетного полка, на базе которого проходят сборы парашютистов-инструкторов.

Руководство РОСТО и военной части решило устроить прыжок для Ивана, как участника боевых действий, «внештатно» и совершенно бесплатно. Хотя для этого потребовались особые условия. Первое — это тандемный парашют с двумя подвесными системами, который позволяет прыгать в паре опытному парашютисту и еще одному человеку.

— На базе нашего аэроклуба такая транспортная система есть, но она предназначена скорее для грузового парашютирования, — рассказал председатель Амурского областного совета РОСТО (ДОСААФ) Александр Боржко. — К тому же для совместного прыжка нужен допуск, навыки тандем-мастера (сдвоенных прыжков). В небе может возникнуть любая внештатная ситуация, надо уметь из них выходить квалифицированно. Здесь ты в ответе уже за две жизни — свою и «пассажира».

Небесный тандем

Инструктором у Ивана стал Михаил Объедков — капитан ВВС, мастер спорта по парашютному спорту и тандем-мастер высочайшего класса. На его счету более 2000 прыжков. Михаил приехал на сборы парашютистов-инструкторов из Хабаровска и по просьбе полковника Боржко привез с собой специально для новичка тандемный парашют.

У Ивана не было никаких навыков прыжка, но инструктор доверил ему парашют в управлении. Все прошло на высшем уровне.

— А иначе и не могло быть, — говорят парашютисты. — Иван — спецназовец, он прошел серьезную школу жизни, многое вынес. Это человек, который не сломался, нашел в себе силы жить дальше. Жить нормально.

Члены аэроклуба — это люди разного возраста, разных профессий и социального положения. Среди них есть студенты и коммерсанты, врачи и военнослужащие. Но их объединяет одно: все они «больны» небом.

Эти сборы, по словам парашютистов, получились событийными. Если у Ивана это был первый прыжок, то у Александра Инговатова, полковника внутренней службы в отставке, — уже 600-й. «Валентиныч», как его уважительно называют в аэроклубе, много лет посвятил пожарной охране и затем МЧС, сегодня трудится в управлении гражданской защиты и пожарной безопасности правительства области. И, несмотря на седину, не представляет себя без парашюта.

— В Амурской области есть два «сумасшедших» полковника, которые, невзирая на возраст, до сих пор прыгают с парашютом, — это Боржко и Инговатов, — пошутил про себя руководитель РОСТО.

Естественно, были соблюдены все традиции. После разбора полетов «коллеги по небу» стали качать юбиляра, после чего ему досталось по «пятой точке». За каждую сотню полагается один удар запасным парашютом. Эта честь предоставляется только тем инструкторам, у кого большее число прыжков.

... 3000 метров! Даже не все парашютисты аэроклуба имели возможность прыгнуть с такой высоты, а тем более первый прыжок.

— Лицо сплющило так, что невозможно было даже говорить. Все-таки свободное падение со скоростью 210 километров в час, — поделился своими впечатлениями Иван. — Такой адреналин!

Когда приземлились, говорят парашютисты, парня даже потряхивало, но сам он просто светился от счастья. Не верилось даже теперь, что сумел осуществить свою мечту.

— Все супер! — повторял парень снова и снова. — Радость переполняла его настолько, что он не мог подобрать нужных слов.

— Смотрите и запомните, — сказал тандем-мастер, крепко пожимая руку партнеру по полету. — Ничего никогда не помешает парашютному спорту и полноценной жизни — даже такая ситуация. Уважаю, молодец!

Возрастная категория материалов: 18+