Камус — шкура с ног оленя, растянутая для просушки. Из нее эвенки шьют меховую обувь.Камус — шкура с ног оленя, растянутая для просушки. Из нее эвенки шьют меховую обувь.

На непонятном языке

Человек, владеющий оленем, — именно так переводится эвенкийское слово «орочoн» (также «орочён», «орoки»), одно из наиболее распространенных самоназваний эвенков — народа, заселившего Приамурье задолго до образования Амурской области. Это отличает их от других этнических групп и определяет весь уклад жизни, тесно связанный с оленеводством. Однако встречаются другие названия, и некоторые из них подчеркивают оленеводческий статус эвенков («орочогол» — верхние оленные эвенки, «буллет» — оленьи жилы и т. д.), другие — их географическое положение (например, «бирарчены» — то есть люди, живущие вдоль рек).

До начала прошлого века русские исследователи чаще всего называли эвенков словом «тунгусы». По всей вероятности, оно произошло от якутского «тонг уос» — «люди с мерзлыми губами» (говорящие на непонятном языке). В 1931 году одно из самоназваний этого народа — «эвэнки» (также «эвэнкил») — было признано официальным и прибрело более привычную для русского слуха форму «эвенки». Примечательно, что сами эвенки ударение в этом слове ставят на первый слог, да и другим советуют поступать так же.

Справедливости ради стоит отметить, что не все эвенки занимались оленеводством — некоторые роды разводили лошадей (например, манегры, солоны) или собак (хундысалы). Однако большинство эвенков Приамурья были все-таки орочонами. Кстати, сами эвенки избегают слова «домашний» по отношению к своим оленям, предпочитая термин «одомашненный», что подразумевает некую степень независимости этих милых животных от своих хозяев. «Олень нужен человеку, а человек оленю — нет», — такой вердикт часто можно услышать от эвенков.

По мнению ряда исследователей, процесс одомашнивания оленей эвенками начался примерно полторы тысячи лет назад. До этого времени эвенки предположительно были пешими охотниками, занимались рыбной ловлей и собирательством. Но ни археологических, ни тем более письменных источников, которые могли бы пролить на это свет, пока не найдено.

Неизвестная родина

Самой большой загадкой для ученых до сих пор остается вопрос о местонахождении исторической родины эвенков — в качестве таковой указываются, например, Алтай, юг Байкала, Маньчжурия и даже бассейн реки Хуанхэ. Так или иначе, но к началу второго тысячелетия нашей эры эвенки заселили огромную территорию, простиравшуюся от Охотского моря на востоке до Красноярского края на западе и от Амура на юге до Северного Ледовитого океана на севере. Освоить это огромное пространство эвенки смогли именно благодаря северным оленям, которые наилучшим образом приспособлены к выживанию в условиях суровой сибирской тайги.

Помогло и то, что, в отличие от других северных народов-оленеводов, эвенки имеют традицию верховой езды. Это стало возможным благодаря одомашниванию северных оленей горно-таежной породы, отличающихся сравнительно крупными размерами. Верховая езда на оленях позволила эвенкам кочевать на значительные расстояния не только зимой (на нартах), но и летом, используя ездовые и грузовые седла. Их изготавливали из дерева и оленьих шкур, они были очень удобными и позволяли перевозить на большие расстояния даже грудных детей — для этого малышей укладывали в специальную люльку («эмкэ»), которую привязывали к седлу. При этом каждое седло было украшено уникальным орнаментом, по нему можно было легко определить принадлежность его обладателя к тому или иному эвенкийскому роду (для любопытных: образцы таких орнаментов представлены в экспозиции научного музея АмГУ).

Почтение — белому оленю

От здоровья оленей, исправного умножения их поголовья напрямую зависит благополучие всего эвенкийского рода — большое крепкое стадо было гарантом сытой жизни, показателем успешности эвенка и его социального статуса. Так, прежде чем жениться, каждый молодой эвенк должен был обзавестись собственным небольшим (до 30 голов) стадом: для семьи невесты это означало, что он готов к браку.

Образ жизни эвенков, напрямую связанный с оленеводством, не мог не отразиться на их мышлении и языке. И подобно тому, как в языке эскимосов есть несколько десятков слов для обозначения снега, в эвенкийском языке существует более пятидесяти названий для оленя — в зависимости от возраста, пола, времени года, родословной, места в связке, окраски, здоровья, привычек, состояния здоровья и даже характера. Традиция разведения этих животных сильно повлияла и на духовную культуру эвенков. Олень (наряду с медведем) считался священным животным. особым почтением пользовались белые олени — их называли «сэвэк» (эвенк. «дух») и использовали при проведении различных обрядов. И хотя в настоящее время эта традиция практически утрачена, особое отношение к белым оленям сохраняется до сих пор.

В эвенкийском языке есть поговорка — «Орон ачин — эвенки ачин», что означает примерно: «Нет оленя — нет и эвенка», или «Эвенк без оленя — не эвенк». Но в настоящее время традиция оленеводства, по сути, вся бытовая культура эвенков, оказывается под угрозой исчезновения. Во многом тому виной работа лесозаготовительных и золотодобывающих компаний в районах, где традиционно располагались оленьи пастбища.

На фоне стремительно растущего влияния процессов глобализации и глубокого экономического кризиса эвенки пытаются сохранить и возродить свою уникальную культуру, сердцем которой является традиция оленеводства. Не исключение и эвенки, проживающие в Амурской области, и каждый из нас в силах им помочь — хотя бы в знак уважения к собственной истории.