Предполагается, что первый комбайн на «Кранспецбурмаше» соберут в декабре.Предполагается, что первый комбайн на «Кранспецбурмаше» соберут в декабре.

Задача технологов — определить предел прочности машины и ее деловые качества, после чего она пройдет сертификацию. Российский вариант техники будет собираться уже в Приамурье и носить гордое имя «Шимановец».

Возвращение к станку

Полупустые цеха, малочисленные рабочие — такая картина вернулась на производственные площади «Кранспецбурмаша» с началом экономического кризиса. Появились проблемы с заказами и, как следствие, финансовые трудности. С начала года рабочий коллектив сократился почти вдвое и теперь не превышает 150 человек. Токарь Алексей Чернов работает на заводе почти 20 лет, не считая перерыва в производственной деятельности. Однажды ему уже доводилось уходить и вновь возвращаться к своему станку. Второго раза никто не хочет.

— Я помню времена, когда люди в две смены работали. Уверенность была в завтрашнем дне, с выходом на работу настроение повышалось. Сейчас, сами видите — по два человека на цех, живем от заказа к заказу. Морально очень тяжело, — делится наболевшим токарь. — Конечно, хочется, чтобы родное предприятие вновь ожило, поэтому ждем и надеемся на определенность. Как только начнем выпускать комбайны, люди вернутся, думаю, сборка иностранной техники нам по силам.

Изначально «Кранспецбурмаш» предназначался для выпуска и ремонта производственных машин в интересах БАМа. Рабочие площади рассчитывались на 1200 человек персонала, которые «капиталили» трактора, экскаваторы, автокрановую технику. В настоящее время среди заказчиков немногочисленные владельцы бурильных машин и тех же автокранов, выполняются индивидуальные и разовые работы.

За пределы Дальнего Востока

Четвертый сборочный цех пока пустует, но в ближайшее время в нем может закипеть жизнь. Определенность появится с окончанием испытаний китайского «Дзилиня», который после приезда с «родного» завода бросили прямиком на сою амурской МИС. Месяц, а может, и два технику будут испытывать суровыми условиями Приамурья, после чего специалисты определят слабые и сильные стороны деловых качеств сое-зерноуборщика. Будущие изготовители получат рекомендации, а сама машина обретет российский сертификат.

Тогда в четвертом сборочном установят небольшой конвейер, с которого примерно в декабре сойдет первый отечественный образец. Компоненты, узлы и механизмы планируется поставлять прямиком с завода-изготовителя в Китае. Готовый комбайн будет носить гордое имя «Шимановец».

— Двухбарабанная система обмолота позволяет надеяться на высокое качество уборки и обработки зерна. Похожая техника, правда полностью импортного варианта, в Приамурье уже есть и, по словам фермеров, выдает сою в чистом виде. Жатка, по отзывам, тоже неплохая, поэтому надеемся на заинтересованность в нашей продукции не только амурчан. При благополучном развитии событий есть шанс выйти за пределы Дальнего Востока. Но это в долгосрочной перспективе, — раскрывает подробности директор машиностроительного завода Петр Павлович. — Прежде чем заключать какие-либо договоренности, мы изучали возможный рынок сбыта и потребности наших фермеров. В итоге остановились на «Дзилине - 6». Он сравнительно прост в управлении, в меру комфортен. Качество будет зависеть уже от наших специалистов. С началом работы увеличим штат. Думаю, на первоначальном этапе он удвоится. Дальше видно будет.

Обрусевший симбиоз

Как стало известно «АП», потребности Амурской области в подобных комбайнах могут ежегодно достигать 350 единиц. Схема обучения специалистов рассматривается в двух вариантах — либо наши едут в КНР, либо они к нам.

— Примерная стоимость одной машины российской сборки обойдется покупателю примерно в 2 с небольшим миллиона рублей, это дешевле импортного аналога примерно на миллион, — рассказала заместитель мэра Шимановска по экономике Светлана Зорина. — Кроме того, новым комбайнам потребуется хорошая ремонтная база. То есть «Кранспецбурмаш» будет курировать свою продукцию даже после ее выпуска и продажи, что также положительно скажется на загрузке производственных мощностей. Попутно будут обслуживаться привычные заказы по ремонту бурильной техники и автокранов, есть мысли наладить выпуск небольших котлов для малых котельных.

Для начала производства шимановским машиностроителям обещан кредит в размере 32 миллионов рублей. Гарантом выступает областное правительство. На удешевление повлияет и более глубокое «обрусение» китайских комбайнов. До трети узлов и механизмов может выпускаться отечественными производителями. Сейчас этот вопрос в стадии изучения. Тогда комбайн перестанет быть чисто китайским, а превратится в механический симбиоз международного машиностроения. И масштабы работ выйдут за рамки отверточной сборки, превратившись в настоящее промышленное производство.

— У нас универсальный станочный парк, — продолжает директор предприятия. — Какие-то шестеренки, может быть, блоки мы могли бы сами изготавливать. За китайскими коллегами останутся «литье», сложные механизмы. Они им роднее. Конечно, мы не хотим ограничиваться одними комбайнами. Их сборка должна послужить лишь толчком к развитию завода, а люди вернутся. Думаю, в дальнейшем речь может пойти даже о тракторах.

Пока будущая продукция шимановских машиностроителей только готовится к испытанию на прочность соевыми полями МИС, специалисты завода уже вносят свои предложения и замечания по адаптации китайских «Дзилиней». К примеру, у себя на родине им приходится трудиться в прямом смысле «в поте лица», при жарких, изнуряющих температурах. Режим комфорта в кабинах поддерживается только кондиционерами. У нас осенью и так прохладно, поэтому шимановцы в качестве первого шага пожелали дополнить содержимое кузова универсальными печками. Кстати, те же печки как раз могли бы изготавливать на российской территории.

О том, что «Шимановец» окажется востребован амурскими крестьянами, говорит цифра: купить еще не собранные машины уже хотят порядка 150 заказчиков.