Остановимся кратко на толковании понятия «тендер» в российской практике. Тендер — это способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Пре-дусмотрены 6 видов процедур: открытые тендеры, закрытые тендеры, специализированные закрытые торги, двухэтапные тендеры, запросы котировок, закупки у единственного источника. Причем последние два применяются лишь при закупках на сумму менее чем 250000 рублей.

Первоначальный этап проведения тендера — составление конкурсной документации, т. е. пакета документов, который содержит все условия конкурса и будущего государственного контракта. Содержание документации жестко определено законодательством. В первую очередь — это описание основных условий контракта, заключенного по результатам конкурса, или проект контракта. Кроме того, в пакет входят приглашение к участию в конкурсе, инструкции поставщикам и информационные карты, требования к содержанию заказа на поставку продукции, которая включает в себя сами наименования поставляемой продукции, график поставки продукции и ее объем по каждому наименованию, а также ссылки на стандарты, технические условия и т. д. К конкурсной документации относятся также и формы конкурсной заявки, формы сведений, форма банковской гарантии конкурсной заявки и т. д. Таким образом, заказчику будет намного проще изучить все конкурсные заявки.

Подготовка конкурсной документации — хоть и начальный, но весьма ответственный этап проведения тендера. Уже в ходе него зачастую допускаются явные ошибки, которые впоследствии могут повлечь за собой жесткие дисциплинарные санкции со стороны ФАС. Разберем самые распространенные ошибки, большинство из которых, вопреки бытующему мнению, происходят из-за несовершенства законодательства, допускающего различные его трактовки, или элементарного отсутствия опыта организации тендеров.

Одной из очевидных ошибок является внесение избыточных требований к квалификации участников тендера, приводящее к ограничению числа участников. Забегая вперед, можно отметить и нарушение правил проведения тендера, прописанных в конкурсной документации. Например, предложения оценивают по тем критериям, которые не предусмотрены законодательством.

Безусловно, необходимо следить за содержанием технической спецификации. Наличие в ней ошибочной или некорректной информации может вызвать подозрение, что тендер создан под конкретного поставщика.

Кроме этого, известны случаи представления неполного комплекта конкурсной документации или запоздалых приглашений к участию в тендере, т. е. уменьшение срока подготовки конкурсных предложений. Контролирующие органы могут заподозрить чиновника в умышленном сокрытии информации.

Законодательство говорит, что стоимость конкурсной документации не должна превышать расходов на тиражирование, однако известны случаи, когда организаторы тендера, желая сэкономить бюджетные средства, завышали ее стоимость, чтобы окупить не только тираж, но и разработку. Нередко встречаются двусмысленные формулировки или неясность в конкурсной документации. Здесь уместно вспомнить о горячем интересе к процессу госзакупок со стороны высших руководителей государства. В июле 2009 года на встрече с первым вице-премьером Игорем Шуваловым Дмитрий Медведев произнес:

— В одном из обращений ко мне было письмо, касающееся государственного сайта, называется он, по-моему, «Госзакупки». Там было написано следующее: полезная, конечно, это штука — пишут, чего продавать будут, за какие деньги, типа все, кто хочет, участвуйте, но якобы там в ходе публикации этой информации сознательно изменяют буквы с русских, то есть с кириллицы на латиницу. В результате информация не читается и невозможно найти по поиску нужные данные.

Первый вице-премьер подтвердил этот факт и сообщил, что проверка по этому поводу уже была:

— Такая информация подтверждается. Это было намеренно сделано.

Реакцией президента было поручение Шувалову наказать всех, кто к этому причастен.

(продолжение темы в «Амурской правде» 29.10.09)

Николай Васильев, заместитель генерального директора

ООО «Правовой центр «Союз».

ООО «Правовой центр «Союз». Услуги тендер-сопровождения: подготовка документации, организация торгов.

г. Благовещенск, ул. Ленина, 159, оф. 406. Телефон (4162) 51-38-89, факс 51-52-25, [email protected]

Возрастная категория материалов: 18+