Криминалист Аркадий Пуртов.Криминалист Аркадий Пуртов.

Окончание. Начало в номере за 16 октября.

Преодолеть недуг

Знания у Аркадия Ивановича были прекрасные, но передать их он не мог. Дело в том, что талантливый криминалист сильно заикался. Да так сильно, что предпочитал молчать, а не разговаривать. Но руководство милиции понимало, что уникальный опыт криминалиста-самоучки должны перенимать молодые милиционеры.

В 30-е годы начальником краевого Управления милиции был Митрофан Васильевич Слонимский. Опытный милиционер пошел на хитрость. Однажды он предложил Пуртову написать конспект лекции по криминалистике для сотрудников. Пуртов написал, и тогда Слонимский предложил ему выступить с ней перед аудиторией. Аркадий категорически отказывался, но Слонимский сумел уломать его. Молодой криминалист так сильно нервничал, что сгоряча пообещал: «Если кто-нибудь засмеется или съязвит, вытащу из кобуры пистолет и пущу себе пулю в лоб».

Но вопреки страхам, слушали его очень внимательно. В какой-то момент Аркадий Иванович перестал волноваться и довольно-таки неплохо дочитал свою первую в жизни лекцию. С тех пор он стал выступать перед коллегами по всей области. Пуртов очень много работал над развитием своей речи и преодолел недуг. Со временем у него почти восстановилась нормальная речь.

Восстановить Чайковского

Талантливого амурчанина пригласили работать в Хабаровск, а затем и в Москву. В столицу в 1947 году Аркадий Иванович привез не только свой бесценный опыт, но и первый самодельный ленточный фоторобот — прибор, ставший прообразом современного. Здесь уроженца Приамурья ждали новые интересные дела. Одно из них — дело о партитуре Чайковского.

В 1876 году великий композитор создал «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром. Впервые «Вариации» исполнялись в Москве 18 ноября 1877 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества. Однако уже тогда звучала музыка, весьма далекая от оригинального замысла. Это случилось потому, что профессор Московской консерватории В. Ф. Фитценгаген, которому П. И. Чайковский посвятил «Вариации», отредактировал их по своему вкусу. Прямо по рукописи виолончелист «исправил» гениальное произведение — стирал ноты, приклеивал расплавленным сургучом полоски нотной бумаги с собственными музыкальными измышлениями.

В конце тридцатых годов обладателем «Вариаций» стал профессор Московской консерватории В. Л. Кубацкий, который решил восстановить произведение в изначальном виде. Сделать это помогли криминалисты, среди которых был и Аркадий Пуртов. При косонаправленном ультрафиолетовом и инфракрасном освещении эксперты сделали с рукописи более трехсот фотоснимков, на которых отчетливо проступили нотные знаки, проставленные рукой композитора.

Благодарим за помощь при подготовке материала сотрудников музея УВД по Амурской области

Возрастная категория материалов: 18+