Итог встречи — проектирование моста начнется уже в будущем году. Возведение сооружения и строительство подъездных путей к нему обойдется ни много ни мало в 4,5 миллиарда рублей.

Мост в Каникургане уже давно стал мифом, окруженным шлейфом противоречивых предположений, — быть ему или не быть жители области гадают уже почти 15 лет. 1995-м годом датировано соглашение на уровне правительств РФ и КНР о строительстве автомобильного моста в районе Каникургана. У китайской стороны деньги на этот проект нашлись сразу — есть информация, что на своей стороне они еще в 2005 году построили подъездные пути и даже заложили первый камень. Однако конкретного решения по поводу необходимости моста с российской стороны принято не было. В итоге проект моста повис в воздухе и оставался там вплоть до недавнего времени. Принципиальное решение о необходимости его строительства принял губернатор Олег Кожемяко и согласовал его с премьер-министром страны Владимиром Путиным во время визита в Пекин. Китайская сторона, как всегда, сказала «да».

Прошедшие переговоры — первый шаг к реализации межгосударственного проекта. Согласно достигнутым договоренностям, автомобильный мост планируют спроектировать за год и построить в три года. Вплотную заняться этим проектом предполагается уже в следующем году. Амурское правительство в декабре объявит конкурс на право заключения соглашения о строительстве предмостового комплекса (подъездные пути и система складов) и самого мостового перехода. Причем одно из условий конкурса — компания должна быть зарегистрирована на территории области, чтобы налоговые отчисления не уплыли мимо амурской казны.

В итоге владеть сооружением будут концессионеры, которые спроектируют, построят его и на протяжении 21 года и девяти месяцев пользования (срок окупаемости конструкции) будут обслуживать мост за свой счет и отчислять арендную плату за земельный участок в бюджет области. Когда в 2033 году срок концессии истечет, мост перейдет в собственность области.

— По межправительственному соглашению от 1995 года китайская сторона обязуется возвести опорные конструкции, а российская — пролеты, — рассказал начальник управления планирования и развития транспортного комплекса областного министерства экономического развития, промышленности и транспорта Павел Злобин. — Весь проект оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Планируется, что плату за переход моста будут взимать единожды и делить пополам: часть в российскую казну, часть — в китайскую.

В Каникургане будут действовать грузовое и пассажирское направления. Что касается пункта пропуска Благовещенск—Хэйхэ, то он, по словам Павла Георгиевича, продолжит работу, если окажется востребованным у населения. Причальную стену планируется соорудить неподалеку от Каникургана только на период строительства моста — для удобства транспортировки строительных материалов, основной же причал останется на месте — в районе Благовещенска.

Мост, как и понтонная зимняя переправа, должен дать толчок развитию российско-китайских торгово-экономических отношений.

Пассажиро- и грузопотоки в Поднебесную и обратно, по расчетам экспертов, должны взлететь до небес. Отметим, что на данном этапе они упали — как уже писала «АП», этот год был, мягко говоря, неудачным для амурских перевозчиков. Если в 2007 году через Амур всеми видами транспорта перевезли 158,6 тысячи тонн груза, в 2008-м уже 83,2 тысячи, то за восемь месяцев этого года — всего 49,3 тысячи тонн.

— Падение объемов перево-зок — явление временное. Постепенно мы преодолеем этот кризис за счет развития экономики, разработки якутских и амурских месторождений апатитов, титаномагнетитовых руд, строительства крупных объектов, таких, как космодром Восточный, — рассуждает Павел Злобин. — Стоит появиться мосту, как по нему хлынет грузопоток.

Польза от мостового перехода будет и таможенникам. Как рассказал помощник руководителя Благовещенской таможни Владимир Шабельский, мост послужит развитию таможенно-логистической инфраструктуры. «Через наш пункт пойдут большие объемы груза. Сейчас нам некуда расширяться, а в Каникургане можно будет увеличить площади», — считает Владимир Шабельский.

Но в этом деле не обходится без пострадавших. «Кого и что возить нам?», — задаются вопросом речники. И без того речной флот этим летом практически не работал, а после появления понтонной переправы и моста поток туристов и грузов совсем обмелеет.

— Да мы по миру пойдем, — не скрывают досады и огорчения в ЗАО «Пассажирский порт «АмурАССО». — Весь поток грузов пойдет по мосту. Пока эту проблему мы толком не обсуждали: что делать с судами и с пумами?

Здоровая конкуренция не только «не убьет» речной флот области, но сделает его сильнее, считает бизнес-консультант Центра развития предпринимательства «Прогноз» Андрей Конюшок.

— Им нужно будет перестраиваться под новые требования рынка, анализировать ситуацию и искать выход. Не думаю, что объемы пассажироперевозок у них совсем упадут — амурчанам будет неудобно ехать за Зею в Каникурган, а оттуда в Китай, — рассуждает Андрей Конюшок. — Логичнее оставить туристическое направление в черте города и продолжать во-зить людей на судах, а торговое и грузовое вывести в район моста.

На тот берег по понтонам

Понтонная переправа должна появиться на Амуре уже следующей зимой. Такая договоренность также была достигнута на переговорах.

— Ее главная цель — обеспечить безопасность перевозок, — подчеркивает начальник управления международных и внешнеэкономических связей министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области Елена Кравцова. — Кроме того, она на два месяца продлит время работы грузового направления пункта пропуска (перевозки замирают во время ледостава и ледохода). А значит, поспособствует росту грузопотока.

Напомним, появление понтонной переправы в ЕАО позволило в разы увеличить объемы перевозок через пункт пропуска Нижнеленинское – Тунцзян. Делегация специалистов амурского министерства планирует посетить соседний регион с тем, чтобы познакомиться с опытом еврейских коллег. В скором времени областное правительство объявит конкурс на возведение переправы. Ее построят «вскладчину»: половину расходов возьмет на себя Приамурье, половину — наши соседи. Наша сторона предлагает поделить и саму конструкцию — часть возведет амурский подрядчик, часть — китайский.

Правда, возникает резонный вопрос: зачем нужна понтонная переправа, если через три-четыре года в регионе появится постоянный мост?

— Переправа будет чем-то вроде пилотного проекта моста. Если прорубить «окно в Китай» сразу при теперешнем ограниченном объеме торговли, могут возникнуть трудности и нестыковки. А за время работы переправы законодатели и регулирующие органы изучат проблемы и найдут пути их решения, — считает Андрей Конюшок.

Конкуренция на Амуре

Грузопоток хлынет в первые открывшиеся в Китай «ворота», и не исключено, что пионером в этом вопросе будет не Приамурье — железнодорожный мост через Амур в Еврейской АО уже строит группа компаний «Петропавловск». Первые вагоны по нему планируют пустить в 2012 году.