Главный приз — автомобиль — бамовцы так и не получили.Главный приз — автомобиль — бамовцы так и не получили.

Судья Анна Зайцева, рассмотрев 60 гражданских дел, приняла решение взыскать с Минфина России более 550 миллионов рублей. В минувший вторник приговор Амурского областного суда выслушала уже сама Зайцева. Полностью признав свою вину и раскаявшись, она получила пять лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года за вынесение заведомо неправосудных решений, которые повлекли тяжкие последствия (ч.2 ст.305 УК РФ).

С БАМа на «АвтоВАЗ»

В советское время правом получить «бамовские» чеки обладали только строители Байкало-Амурской магистрали. На них они могли купить без очереди дефицитный по тем временам товар — автомобиль. При этом чеки выдали не бесплатно — желающие стать автовладельцами писали заявление, согласно которому ежемесячно у них удерживалась часть зарплаты. Когда отчисления достигали определенной суммы, бамовцу выдавали заветный чек, с которым он ехал на «АвтоВАЗ» и выбирал понравившийся автомобиль. Однако в перестройку эта схема рухнула, и люди, накопившие на автомобиль, но не успевшие обналичить чек, отправились в суды.

В Шимановский райсуд поступили заявления почти от 10 тысяч граждан, имеющих «бамовские» чеки, в одно дело были объединены до полутора сотен исков. Все заявители требовали взыскать с правительства материальный ущерб и моральный вред, связанные с неисполнением обязательств по целевым чекам и облигациям на приобретение автомобилей. С марта по июнь 2000 года судья Шимановского райсуда Анна Зайцева рассмотрела 60 гражданских дел, результатом которых стало взыскание с Минфина России более 550 миллионов рублей.

На некоторые, может быть не слишком явные, особенности этих дел в то время внимание почему-то не обратили. Хотя как можно не удивиться тому, что за три месяца в суд, на обслуживаемой которым территории живет меньше 30 тысяч человек, обратилось 10 тысяч «пострадавших». И это только к единственному судье. При этом заявителями были в основном не дальневосточники, а в суде никакие материалы дел не исследовались, никакие свидетели не допрашивались. Странное правосудие.

— Нигде в России таких дел не рассматривалось, почему-то жители Грузинской, Армянской, Туркменской и Украинской республик обращались именно в Шимановск, возникает вопрос «почему?», — сообщил в интервью «АП» гособвинитель, заместитель прокурора области Виктор Бословяк. — По исполнительным документам, подписанным этой судьей, с главного управления федерального казначейства министерства финансов России было взыскано в пользу тех лиц 557688271 рубль — огромная сумма за три месяца! И все бы так и прошло, если бы Минфин не обратился в прокуратуру области.

По сути, это был конвейер, говорят следователи. Судья принимала к рассмотрению массу дел, одномоментно их рассматривалось до сотни, и просто ставились печати на документах.

Уголовное дело в феврале прошлого года возбудил председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. В суде Анна Зайцева признала свою вину и попросила рассмотреть дело в особом порядке. В этом случае суд не исследует материалы дела и наказание не может превышать половины от максимально предусмотренного по этой статье.

— Подсудимая действовала без личной заинтересованности, а руководствовалась желанием улучшить показатели, — отметил в ходе оглашения приговора судья Андрей Леонов.

В результате Зайцева была признана виновной и проговорена к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года. Также судья Леонов снял арест, наложенный на имущество подсудимой. В списке принадлежащего теперь уже рядовой пенсионерке значились автомобильная стоянка в Благовещенске, нежилое помещение в Хабаровске и автомобиль ВАЗ-21053. Обвинение пока не решило, будет или нет оспаривать решение облсуда. Анна Зайцева на вопросы корреспондента «АП» отвечать отказалась.

Простое совпадение

Кстати, в 2007 году облсуд рассматривал подобное дело. Тогда еще один шимановский судья Александр Козлов был приговорен к трем годам условно с испытательным сроком два года. Уголовное дело было возбуждено Генеральным прокурором РФ Владимиром Устиновым в конце 2005 года. Расследованием занимался следственный отдел Амурской облпрокуратуры (позже эти полномочия перешли к новой структуре — следственному комитету). Из-за особого правового статуса судьи на рассмотрение жалоб ушло больше года. Признаки состава преступления были подтверждены заключением облсуда, и в феврале 2006 года бывшему судье было предъявлено обвинение по ст. 305, ч. 2 УК РФ.

В отличие от своей коллеги судья Козлов «работал» с делами по «бамовским» чекам не четыре, а семь месяцев. По версии следствия, в период с марта по сентябрь 2000 года он заочно вынес неправосудные решения по 39 гражданским делам. Все оспоренные прокуратурой разбирательства были однотипными: истцы требовали с ответчика — Правительства РФ — взыскания убытков, якобы понесенных ими из-за неисполнения государством обязательств по «бамовским» целевым чекам. Ущерб от действий Козлова прокуратура оценила более чем в 600 миллионов рублей, что стало поводом для оценки действий судьи, как повлекших тяжкие последствия в виде подрыва авторитета судебной власти и причинения материального ущерба государству. Как отметил в то время помощник прокурора Амурской области Валентин Бурсянин, скорее всего, все поданные иски были фиктивными: «Следствием собраны доказательства по 15 эпизодам, Козлов одновременно рассматривал до пяти дел и принимал решения в пользу истца заочно, без участия представителей ответчика».

При этом вернуть деньги государству вряд ли суждено. Ведь судьи на этих решениях не нажились, а только улучшили показатели, говорят и в суде, и в следствии. А искать писавших без малого 10 лет назад исковые заявления, чтобы они вернули полученные деньги в российский бюджет, дело неблагодарное.

Возрастная категория материалов: 18+