В благовещенском клубе «Патриот»  учат метко стрелять.В благовещенском клубе «Патриот» учат метко стрелять.

Эра Лущикова

В советские времена в Приамурье действовали на полную мощь 14 закрытых 50-метровых тиров и 10 — 25-метровых. Это не могло не дать положительных результатов. Наши стрелки занимали ведущие позиции на дальневосточной арене, становились победителями и призерами всероссийских и всесоюзных соревнований. Не счесть числа амурчан, выполнивших мастерские нормативы.

Пулевая стрельба дала лучшего спортсмена в истории амурского спорта — Геннадия Лущикова. Благовещенский стрелок — 30-кратный чемпион мира и Европы, бронзовый призер Олимпийских игр в Монреале, многократный победитель чемпионатов Советского Союза и множества международных турниров. Впечатляет и еще одно его достижение: в течение двух десятилетий — с 1971 года по 1992-й — он входил в сборную страны. Геннадий Лущиков — единственный из спортсменов Приамурья, награжденный за свои спортивные успехи государственными наградами — орденом «Знак Почета» и медалью «За трудовую доблесть».

В те годы государство не жалело средств на финансирование стрелкового спорта. Занимавшееся его развитием ДОСААФ ни в чем не нуждалось: оружие и боеприпасы к нему шли в нашу область вагонами. Кроме того, деньги Робин гудам выделяли спорткомитеты и профсоюзы всех уровней.

Мощная стрелковая отрасль развалилась в Приамурье буквально в одночасье. В день августовского путча 1991 года из Москвы в регионы поступила директива об изъятии из тиров оружия. В Приамурье, в основном в Благовещенске, было изъято около 400 стволов спортивных винтовок и пистолетов.

А в январе 1992-го Россия ступила на рельсы рыночной экономики, и как-то сразу не стало хватать денег на все и вся. Орденоносный ДОСААФ переименовали в РОСТО и забыли о его существовании. С тех пор из столицы больше не прислали в нашу область ни одного патрона, не говоря уже об оружии. Переводы на содержание спортсооружений также перестали приходить. В 1993 году в Благовещенске не стало тира, давшего путевку в большой спорт Геннадию Лущикову и его товарищам. Зато у одной из фирм появился просторный склад в самом центре города.

Без тира

Три губернатора и два мэра обещали вернуть к жизни сданный в аренду благовещенский тир. Однако их обещания конкретными делами не подкреплялись. Уж очень дорогостоящим видом спорта стала пулевая стрельба. Один хороший патрон для малокалиберной винтовки стоит порядка шести рублей. Если хочешь чего-то достичь на этом поприще, необходимо посещать тир пять раз в неделю. Лущиков на рядовой тренировке делал по 150 выстрелов, а перед ответственными турнирами — вдвое-втрое больше. Произведя несложные арифметические действия, можно убедиться, сколь дорога эта спортдисциплина.

Пока тир сдавался в аренду, у спортсменов теплилась еще какая-то надежда. Затухла она в конце девяностых. Устав ждать помощи, руководство РОСТО продало спортсооружение предприимчивым людям. Сейчас на его бывших площадях разместились платная стоянка автомобилей и кафе.

И вот уже на протяжении 18 лет в Благовещенске стреляют лишь военные и представители силовых структур. Благовещенская молодежь палит в основном пробками из-под шампанского. «В основном», потому что есть детско-юношеский клуб «Патриот», который возглавляет преподаватель ОБЖ СОШ № 26 Виктор Набока. Он оборудовал в школьном подвале 25-метровый тир, где учит юношей и девушек метко стрелять. Занимается Виктор Сергеевич этим полезным делом уже почти 17 лет, не получая за свой труд ни копейки. «Патриоты» стреляют только из пневматического оружия. Малокалиберного у них нет, и купить хотя бы одну винтовку, которая стоит 50 тысяч рублей, не на что.

Патроны для тренировок юных стрелков приобретаются в основном на деньги родителей и преподавателя. Голь на выдумки хитра: установленный Виктором Набокой пулеуловитель из тряпок дает возможность использовать одну пульку для нескольких выстрелов. Два года назад возродились областные юношеские соревнования. Все они прошли без участия ребят из клуба «Патриот»: не находились деньги на их командирование.

— Несколько раз я был на различных совещаниях, — говорит Виктор Набока. — На словах все за то, чтобы готовить достойное пополнение для службы в армии. Но, как только дело доходит до оказания нам реальной помощи, следует отказ из-за отсутствия средств. 17 лет работы в одиночку, без всякой поддержки доконали меня: мой энтузиазм почти угас.

Вышла из реанимации

И все-таки свет в конце тоннеля недавно появился. Забрезжил он два года назад, когда наконец-то была реанимирована областная федерация пулевой стрельбы. Впервые за многие годы амурским стрелкам стали выделять деньги. Пока только на проведение и участие в детско-юношеских соревнованиях. Но и эта маленькая подвижка — гигантский шаг вперед в сравнении с тем, что было.

В 2009 году проведено три областных стрелковых турнира. Весной амурчане впервые приняли участие в спартакиаде учащейся молодежи Дальневосточного федерального округа и заняли в ней четвертое место из шести команд. К сожалению, ей не предшествовали подобные состязания областного уровня, хотя тренеры не раз поднимали этот вопрос.

— Нет у нас такого вида спорта — пулевая стрельба, — высказался на сей счет директор ОСДЮШОР министерства образования и науки Сергей Кочегаров. — Нет соответствующей базы, нет тренеров, за исключением трех-четырех поселений. Да никто и не просил включить этот вид спорта в программу областной спартакиады среди учащейся молодежи.

В минувшие выходные в Свободном прошли соревнования среди молодежи допризывного и призывного возраста, организованные партией «Единая Россия». В них участвовали команды трех городов (увы, среди них снова не было Благовещенска) и пяти районов.

— Горожане стреляли из малокалиберного оружия, селяне, по понятным причинам, из пневматического, — прокомментировал итоги свободненских баталий председатель областной федерации пулевой стрельбы Николай Чаушник из Белогорска. — Результаты порадовали: многие участники впервые выполнили нормативы второго взрослого разряда. Ребята и девчата перспективные у нас есть. Они могли бы года через два стать мастерами спорта. Но нам необходимо помочь. Надо обновить оружие. Патронов для тренировок хотелось бы больше иметь. Стрелок должен быть надлежащим образом экипирован. А одни специальные ботинки пять тысяч рублей стоят. Проблем много, но настрой у нас боевой. Главное — дело сдвинулось с мертвой точки.

В заключение приведу слова легендарного амурского снайпера Геннадия Лущикова, сказанные им незадолго до смерти.

— Приходится с грустью констатировать, что от амурского стрелкового спорта остались лишь наши физиономии на стендах музея. Но возрождать его надо. Вид спорта дорогостоящий, и в этом деле без помощи государства не обойтись.

В списках не значится

В городском управлении по физкультуре и спорту в перечне культивируемых видов спорта пулевая стрельба не значится, как и канувшие в Лету в девяностые годы биатлон и скоростной бег на коньках. Однако в спартакиаде городов благовещенские стрелки регулярно участвуют: спортивную честь Благовещенска отстаивают предпенсионного и пенсионного возраста ветераны и работники правоохранительных органов.

Пулевую стрельбу включили в программу спартакиады в 2004 году. Так, спустя 13 лет появилось единственное соревнование среди взрослых. Им оно остается и по сей день: в дальневосточных чемпионатах некогда сильнейшие в регионе амурские стрелки по-прежнему не участвуют.

Из 24 закрытых тиров, действовавших в области два десятилетия назад, на сегодняшний день по своему прямому назначению работают всего четыре: в Зее, Свободном, Белогорске и Новобурейском. Остро ощущается нехватка малокалиберного оружия. О судьбе изъятых милицией в августе 1991 года винтовках и пистолетах корреспонденту «АП» рассказал главный специалист Амурского совета РОСТО (ДОСААФ) Юрий Кочубеев:

— Заполучить их обратно можно было при выполнении длинного перечня новых требований по хранению оружия. В нем и круглосуточная охрана, и устройство системы сигнализации. Стены должны быть дополнительно защищены листовой сталью толщиной не менее пяти миллиметров. Чтобы все это выполнить, нужны были очень большие деньги. А кто их даст? В Благовещенске и давать некому: тира-то нет. Оружие хранилось не должным образом: не смазывалось, не чистилось, а потому быстро ржавело. Из 400 стволов осталось примерно четверть, остальные списали и отправили на переплавку. А винтовки заказывались под Лущикова — классные.

Возрастная категория материалов: 18+