Этой осенью, осмотрев моего «двухлетнего» коня и оценив, во что обойдется его содержание зимой, решил продать до холодов и купить что-нибудь «пободрее».

Меня не пугали ни поиск покупателя, ни предстоящее оформление займа в банке на покупку нового транспорта. Проблема возникла гораздо более значимая: впервые за мою автомобильную практику не оказалось под рукой знакомых, которые помогли бы с быстрым снятием и постановкой на учет моих авто в ГИБДД. Все процедуры прошлось пройти самому. Таким бесценным опытом невозможно не поделиться.

Легендарное событие

О том, как долго автовладельцам приходится возиться с оформлением документов в ГАИ, в Благовещенске ходят легенды. Поэтому в первый «поход» — на снятие с учета старого авто я стал готовиться, зарывшись в Интернет. Нашел документ, на основании которого и происходит постановка и снятие с учета автотранспорта, — приказ МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств». Большой, 58 листов, но прочитать пришлось, чтобы не выглядеть «валенком».

Из приказа узнал, что снятие с учета производится только по месту регистрации. Зашел на официальный сайт ГИБДД Амурской области, нашел контактный телефон, по которому можно заранее договориться о конкретном времени, когда вас примут без очереди. Два дня, пока ждал согласие банка на кредит, звонил по этому телефону куда-то в пустоту.

Тогда поехал в инспекцию сам. На месте узнал расписание, которое плавало в связи с предстоящими ноябрьскими праздниками так, что за всю неделю «учетные» манипуляции можно было проводить всего один день. Пришлось выпрашивать на работе отгул. Дабы не терять драгоценное время, заполнил на компьютере несложное заявление «установленного образца» (приложение № 2 к приказу). К нему приложил свидетельство о регистрации, ПТС, страховой полис, паспорт, квитанцию об оплате госпошлины.

Практика против теории

Осматривать машину приехал к 8 утра. Опоздал: передо мной уже хвост в 30 машин. Продвигалась очередь, правда, довольно-таки быстро: спустя каких-то полтора часа сверка агрегатов для меня завершилась положительно. Снял и помыл номера (принимают только чистые), скрепил болтами (требуют так), пошел в здание занимать «основную» очередь.

— Кто последний?

— У нас по списку.

Оказывается, пока стоял в очереди на осмотр машины, товарищи по несчастью писали свои фамилии на тетрадном листке. Параллельно формировалась и живая очередь. Я записался и в листок — под номером 60 и нашел «крайнего» — на всякий случай. Оплатил пошлину, отстояв еще в одной очереди.

Из прочитанного ранее п. 25 приказа МВД № 1001 я знал, что работа ГИБДД по регистрации и снятию с учета транспорта должна быть построена таким образом, чтобы человек мог простоять в очереди на подачу документов не более трех часов, после чего инспектор в течение трех часов должен окончить регистрационное действие. Однако «бывалые» в очереди посоветовали об этом забыть. Тут за день бы управиться.

— Если до обеда инспектору в окно документы не закинешь, еще и завтра в очереди будешь торчать, — угрюмо заметил какой-то парень в кепке.

Приказ также гласил, что по моей просьбе работники ГИБДД должны оставить госномера с моей старой машины для дальнейшей их установки на новое авто (срок хранения не более 30 суток, и это не сказывается на цене пошлины). Образец заявления нигде не висит. Но в здании есть представители коммерции, которые за плату подскажут, как его составить. Тут же можно оплатить квитанцию в отделении банка, правда, с комиссией. При этом почему-то, деньги принимают только у тех, у кого есть благовещенская прописка.

Ненавязчивый сервис

Полчаса безнадежного ожидания в очереди. И вдруг — о, чудо! Ко мне подошел какой-то пенсионер и совершенно безвозмездно предложил мне очередь № 30 в тетрадном листке, откомментировав: «Я уже все сделал, запишись вместо меня!» Очередной раз оглянувшись на очередь и не увидев ее хвоста, решительно взял листок, зачеркнул фамилию своего ангела-спасителя, вписал туда свою. Недоумевающим очередным же заявил, что дядя с утра занимал для меня очередь, и теперь я вместо него. Так я стал вдвое ближе к цели.

Спустя три часа начинаю паниковать. Ищу сочувствующих и понимаю, что вокруг меня многие заслуживают сочувствия гораздо больше.

Вот от окна инспектора отошел расстроенный мужичок: заявление неправильно заполнил, а исправления не допускаются. Сейчас снова все круги ада проходить — осматривать машину, опять подавать документы... Короче, можно сегодня уже и не пытаться.

Замечаю девушку. В руках заявление. Заполнено, но нет подписи инспектора об осмотре автомобиля.

— Первый раз здесь? — интересуюсь и получаю утвердительный ответ.

Подсказал, что сначала нужно машину осмотреть на специальной площадке, потом уже подавать документы. У девушки глаза округлились. Сорвалась, побежала. Позади стоящие только рады — хоть чуть-чуть продвинулись.

Тетка одна подала кассиру 60 рублей, просит квитанцию. Пошлина у нее оплачена в полном размере — 2000 рублей, но в другом банке, а инспектора, как ей сказал кто-то из «умных», принимают только квитанцию на 2060 рублей. Вот и перестраховывается, вдруг не возьмут документы — зря отстояла. На всякий случай решила переплатить.

И таких бедолаг много. Ходят, не знают, что делать, куда идти, кому за что платить.

При этом в здании МРЭО для удобства водителей развита целая инфраструктура: кофейные автоматы, многочисленные фирмы по оказанию помощи при заполнении заявлений, счетов-справок, десятки страховщиков, авторемонтников и т. п. Самих людей в погонах многочасовые толпы во все возможные окошки, кажется, и не напрягают вовсе. Напротив, с автовладельцами не спешат расставаться. Помню, в очереди на осмотр машины инспектор отправил какого-то несчастного мыть машину в соседнюю со зданием ГАИ автомойку, так как на его «Крауне» якобы «не читался» номер двигателя...

Документы в тот день я все-таки подал, отстояв 4 часа. Повезло. Тем, кто пришел на час позже, удача уже не улыбнулась. Вечером, отстояв четвертую очередь и получив документы о снятии с учета машины, вспоминая события «кошмарного» дня, думал только об одном: впереди постановка на учет нового авто. Отчаяние овладело — хоть в пешеходы подавайся.

Снимаем с учета без «проколов»

Решили снять с учета автомобиль? Постарайтесь затратить на это минимум времени и сил.

•Подготовьтесь к испытанию морально. Будьте готовы стоять в очередях.

•Узнайте дни и часы приема документов в МРЭО (МРЭС не работает в понедельник, среду, воскресенье). Не стремитесь в ГАИ в субботу и вторник (в эти дни здесь особый наплыв).

•Подготовьте заранее все документы, согласно требуемым приказам МВД № 1001. Проверьте, не просрочен ли страховой полис. Оплатите госпошлину. Если не уверены в своих силах — обратитесь за помощью, и вам заполнят заявление профессионалы.

•Всю процедуру лучше разбить на два дня. В один пройдите осмотр машины (это займет 1—2 часа). Во второй, заняв очередь с 7.30, максимум через 3 часа подадите документы. Можете прийти с документами после 15 часов — очередь в окошко приема будет гораздо меньше, и есть хороший шанс к вечеру получить все «причитающееся». Если располагаете большим временем, можно попробовать пройти испытание по предварительной записи (хотя очередь там не особо меньше, а времени уйдет почти неделя — запись на 5—7 дней вперед).

•Если все же решили потратить на автоинспекцию целый день, возьмите с собой помощника. Один стоит в очередь на осмотр машины, второй — в окошко к инспектору (либо заранее присвойте себе номер в листке бумаги, бросив на время машину в очереди к «смотрителю»).

•Перед осмотром убедитесь, что номер кузова и двигателя видно. При необходимости помойте двигатель заранее. Не забудьте перед подачей номеров инспектору протереть их тряпкой, скрепить с двух сторон болтами или веревкой.

•Общайтесь. В очереди обычно создаются «коалиции». Они стоят на страже порядка. Несколько человек в состоянии не позволить прорваться к окошку тех, «кого здесь не стояло».

Возрастная категория материалов: 18+