Никакие сюрпризы рынка не сломят предприятие, уверен Константин Власенко.Никакие сюрпризы рынка не сломят предприятие, уверен Константин Власенко.

— Константин Александрович, с чем был связан напряженный период, который пришлось пережить вашему предприятию?

— Это была довольно сложная для нас, но в принципе обычная рыночная ситуация. После майских праздников на яичном рынке наступает традиционное затишье, и как следствие, происходит снижение цены. Особенно это характерно для соседнего с нами сибирского региона, где большая концентрация птицефабрик. Но в этом году сибирские оптовики смогли так «затормозить» закуп продукции у своих производителей, что в итоге те реализовывали яйцо с переполненных складов по демпинговым ценам. Ведь яйцо — продукт скоропортящийся, и перед производителями стоял выбор: либо выручить за него хоть какие-то средства, либо просто выбросить на помойку. Закупив продукт по цене ниже разумного минимума, поставщики стали отправлять его в соседние регионы, в том числе и на Дальний Восток, и продавать в розничные сети по 22 рубля за десяток. Притом что средняя цена, сложившаяся в регионе, была стабильной с конца 2010 года и составляла 42 рубля за десяток.

— Поэтому цены снизил и «Амурптицепром»?

— Да, произошло снижение цены в 2 раза — до 22 рублей. И такой ценник пришлось держать в течение трех месяцев, несмотря на то, что предприятие несло серьезные убытки, ведь себестоимость продукции в этом году повысилась — выросли цены на зерновые, так как в прошлом году был неурожай, подорожали энергия, дизтопливо. Были повышены зарплаты сотрудникам. Усилилось налоговое бремя. В такой ситуации снижение цены причинило нам ущерб, который исчисляется десятками миллионов рублей.

— Какие экстренные меры по выходу из кризиса были предприняты?

— Нам пришлось снижать производство — пойти на преждевременный забой птицы. Забой был произведен хоть и согласно технологическому циклу, но на месяц-полтора раньше времени. Кроме того, мы увеличили поставки в другой регион. Затем пришлось снижать цену. При этом должен отметить, что несмотря ни на что, люди, которые работают на предприятии, не пострадали. Мы своевременно платим зарплату, налоги, оплачиваем электроэнергию. У нас есть серьезные обязательства по банковским кредитам — порядка 350 миллионов рублей. На нашу проблему откликнулись поставщики кормов — ООО «Амурагроцентр» — и предоставили нам отсрочку платежа. Сейчас мы составляем графики, пытаемся все как-то скорректировать, оцениваем возможность получить господдержку.

— Что происходит с ценой на продукцию сейчас?

— В августе она выросла до 33 рублей, но для того чтобы производство вернулось к рентабельности, необходимо будет постепенно ее повысить хотя бы до уровня прошлого года.

— Из Сибири яйцо продолжает поступать на наш рынок?

— На сегодняшний день в области реализуется, по предварительным оценкам, до 70% яйца, произведенного на нашем предприятии. Во время повышенного завоза сибирские производители смогли увеличить поставки практически в 2 раза. Завоз продукции из соседнего региона был всегда, есть он и сейчас, но, по нашим сведениям, уже не в таком объеме.

— Если наши соседи реализовывали яйцо со складов в последний момент, да еще и тратили время на доставку, могло ли это отразиться на качестве продукции, которая в итоге попала на стол к потребителю?

— Мы не можем утверждать, что все яйцо, которое завезли, было некачественным, однако в целом Дальний Восток нередко рассматривают как регион, куда можно завозить некачественную продукцию. Происходит это потому, что производство продуктов питания на душу населения у нас ниже, чем в других регионах. Сюда часто идет товар с низкими сроками хранения. Для перевозки используются неприспособленные товарные вагоны, почтово-багажные, без вентиляции. Везут частные предприниматели, которые не имеют сертифицированных складских помещений с кондиционерами, санитарным паспортом. В контролирующие органы мы обращались не раз, но безрезультатно — у них свои правила работы, свои графики проверок, которые они не имеют права нарушать.

— Яйцо — товар, который не имеет фирменной упаковки. Как потребителю, который предпочитает продукт местного производителя, распознать его на прилавке?

— Можно потребовать сертификат качества или ветеринарное свидетельство. Но это не всегда может гарантировать то, что вы покупаете качественный товар. Бывают случаи, когда по документам, выданным на наше яйцо, продают совершенно другую продукцию. Поэтому лучше всего обращать внимание на маркировку. Как правило, предприятия маркируют яйцо: «С–1» или «С—О». Это означает: «столовое первой категории» или «столовое отборное». В нашей маркировке всегда значится «АС» — «Амурское столовое». Маркировка наносится капельно-струйным принтером. Она не размазывается, не стирается. В будущем мы планируем ввести дополнительную маркировку, которая будет показывать и дату производства. Оборудование для этого у нас есть, надо просто уладить определенные технологические моменты.

— В связи с последними событиями предприятие как-то скорректировало свои дальнейшие планы?

— За последние два года мы увеличили объем производства более чем в 2 раза и держим лидерство по производству яйца на Дальнем Востоке. Поэтому мы планируем стабильно работать и развиваться дальше. Конечно, чтобы успешно существовать в условиях нынешнего рынка, мы должны максимально снизить себестоимость продукции без ущерба для качества. Сейчас сконцентрировались всем коллективом, чтобы решить эту непростую задачу.

В цифрах

400 тысяч штук яиц в сутки производит СПК «Амурптицепром»

140миллионов штук яиц было произведено в 2010 году

500 человек трудится на предприятии