В настоящее время расследуется еще несколько десятков подобных дел. Как уверяют в амурском управлении ФСБ, речь идет об угрозе нашей национальной безопасности.

Участвуя в специальном рейде, масштабы явления оценил корреспондент АП. Всего за час дежурства только на одной базе Благовещенска было задержано пятеро владельцев фальшивок.

Перестраховался

На базе «Дружба» иностранцам зеленый свет. Поток автомобилей с овощами и фруктами нескончаем. Почти каждый второй за рулем — китаец. К ним самое пристальное внимание — в Благовещенске очередная совместная операция ФСБ и Госавтоинспекции. Ждать результатов долго не приходится. Уже через несколько минут первый нарушитель. Чуть позже второй, а там и третий… Создается впечатление, что российские законы для иностранцев не писаны. Встречаются экземпляры прав, отпечатанные чуть ли не на офисном принтере.

— Права купил. В Хэйхэ. За двести юаней, — честно признается У Юн Чжан. Причем у него сразу два водительских удостоверения. И лишь одно из них не вызывает сомнений в подлинности, правда, имеет весьма серьезный недостаток — с обозначенной в документе категорией водить автобус нельзя. А на разрешенной к вождению легковушке много овощей не увезешь.

— Перестраховался, — растерянно разводит руками нарушитель. — Решил на всякий случай приобрести права на автобус, в него больше товара вмещается. Вот попался.

У Юн Чжан явно расстроен. Его судьбу определит суд. Хорошо, если накажут российским рублем, главное, чтобы домой не выслали.

— Масштабы явления достаточно велики, — откровенничает оперативный сотрудник УФСБ по Амурской области. — Граница рядом, и в Благовещенске много китайских водителей. Некоторые прямо заявляют, что никогда и нигде не обучались вождению автомобиля, то есть правил дорожного движения не знают. Все это говорит о большой угрозе на наших дорогах. Как правило, фальшивки изготавливаются на территории соседнего государства, поэтому сейчас можно говорить о выявлении международного канала по изготовлению и реализации поддельных удостоверений.

Первый целенаправленный рейд по изъятию кустарных китайских документов был проведен еще осенью. Именно тогда у амурских чекистов появилась оперативная информация о возможном наплыве подделок. Всего за три дня активной совместной работы УФСБ и ГИБДД Приамурья было выявлено более сорока подозрительных удостоверений. 15 из них в ходе экспертиз уже признаны ненастоящими, проверка остальных продолжается. По двум фактам расследование полностью завершено, уголовные дела переданы в суд. Учитывая результаты новых проверок, количество уголовных дел будет только расти.

Иностранные заботы

Как говорят чекисты, стоимость фальшивых прав в Китае напрямую зависит от количества выполненных степеней защиты, а также качества изготовления. Цена вопроса — от 200 до 500 юаней. Любопытный момент — все подделки предназначены только для территории России.

В Китае все патрульные автомобили оборудованы соответствующим спецоборудованием, и предъявление лжеправ грозит автоматическим провалом. Правда, наши госавтоинспектора теперь тоже научились находить несоответствия в псевдоправах. Значимость подобной работы переоценить трудно — иностранцы совершают ДТП на амурских дорогах почти каждый день. Хватает с ними и других забот.

— В числе наиболее частых нарушений китайских граждан — несоответствие категории транспортного средства и водительского удостоверения, не всегда пристегиваются ремнями безопасности, ездят с выключенным светом фар, бывает, что и пьяными попадаются, — рассказывает инспектор ДПС спецбатальона оперативного реагирования ГИБДД. — Причем у них дома наказание за вождение в нетрезвом виде не очень строгое, бывает — штрафом отделываются. Но зато если он виновник аварии с пострадавшими, то здесь прямая дорога в тюрьму.

По словам госавтоинспекторов, китайский водитель обязан иметь при себе документы на сам автомобиль, заграничный паспорт, национальное водительское удостоверение и заверенный у нотариуса русскоязычный перевод к нему. Последним документом тоже пользуются далеко не все.

Тем временем ужесточение контроля за иностранными автовладельцами уже породило весьма характерное явление. Если раньше китайские предприниматели привлекали россиян к работе в торговле, то теперь для перевозок нанимают наших водителей. Причем на зарплату особо не скупятся — один день подобной работы за рулем приносит амурчанину до полутора тысяч рублей.

К чему привели нарушения иностранцев в 2011 году на территории Приамурья

7  человек погибло

39 человек получили травмы

214 ДТП зарегистрировано

500 водителей привлечены к ответственности