Главное — попасть в струю, а течение само вынесет.Главное — попасть в струю, а течение само вынесет.

Попасть в струю

Приезжие в Москве вычисляются моментально. Прут против потока людей, вечно куда-то протискиваются, активно работают локтями. А ведь там главное — в струю попасть, и течение само вынесет. Все существование москвичей опирается на ряд неписаных, достаточно простых и крайне эффективных правил.

Итак, правило правой стороны. Эскалаторы под землей длиннющие. Однако большинство пассажиров, спускаясь вниз или поднимаясь на поверхность, становятся строго друг за другом, гуськом, занимая только правую половину эскалатора. В противном случае сшибут те, кто сильно торопится. Левая половина именно для них. Они так же в затылок друг другу, гуськом, но только бегут, перепрыгивая через скользящие ступеньки. И не надо никаких дополнительных табличек или напоминаний.

Любители ехать стоя никогда не сделают шаг влево, «бегунки» не претендуют на правый фланг. Тоже касается лестниц, переходов между станциями или даже обычных тротуаров. Встречные потоки людей идут только по правой стороне. Для каждого она своя, а значит, никто ни с кем не сталкивается.

Бывает, до смешного доходит. Устремляется под землю масса людей, а на выход никто не торопится — занята будет только половина перехода. Подобный образ жизни не просто привычка, он сродни менталитету, который не выкорчевать иными правилами. Москвичи привыкли жить, спешить и даже отдыхать в условиях вечной тесноты, а потому на подсознательном уровне ценят каждый свободный сантиметр. В час пик никто не сделает попытки застолбить место поближе к выходу из вагона метрополитена. Занимают любой пятачок пола. Это трудно объяснить, но люди едут, совершенно не разговаривая друг с другом, не переспрашивая и ничего не уточняя. Вместо этого спокойно читают книги, опять же музыкой уши заткнуты. А зачем волноваться, если даже в подобной тесноте никто и никому не помешает.

Ехать лучше, чем спорить

Продолжение подобной толерантности на обычных городских тротуарах. Встречные прохожие в абсолютном большинстве своем предпочитают сделать небольшой шаг в сторону, освободив проход друг другу. То же самое касается автомобилистов.

— Московские водители стараются уступать даже не столько из чувства уважения, сколько ради экономии времени, — делится подробностями шеф-редактор программы «Главная дорога» на НТВ Константин Морозов. — Все понимают, что можно в какой-то ситуации остановиться, попытаться кому-то что-то доказать и даже выйти из нее победителем, но ты потратишь на это целый час времени. Для Москвы это неоправданная роскошь, поэтому все стараются избегать каких-то разборок или явных нарушений.

К слову, про нарушения. За все четыре дня своего пребывания в златоглавой я видел всего одного стритрейсера. Причем чувство привычного раздражения от шума было напрочь перекрыто впечатлениями эстетического удовольствия. Марку машины разглядеть не успел, но модель явно свежая, блестящая, чистая, с официальными регистрационными номерами при полном отсутствии тонировки и других банальных атрибутов типа надписей «Boxing» или набора иероглифов. Сразу наши безвкусно-вульгарно украшенные «крестомаркочайзеры» вспомнились. На фоне Москвы они отдают откровенной провинциальностью.

Вообще сама манера вождения москвичей скорее вальяжная, уверенная и достаточно солидная. Стритрейсеры и прочие любители агрессивного вождения выплескивают свою энергию где-то на Воробьевых горах, стараясь не тревожить центральные и спальные районы. Возможно, поэтому не слышно нареканий в их адрес со стороны общественности.

Уступка за зебру

Заметен негласный кодекс общения между автомобилистами и пешеходами. Парковок в Москве катастрофически не хватает, поэтому машина, брошенная на прямо на зебре, вполне привычное зрелище. Но зато меня по-настоящему удивила готовность водителей пропустить пешехода в любой зоне проезжей части, даже не предназначенной для перехода.

Водители маршруток в Москве — мужики с юмором. На входе скромненькая, оформленная под официальную бумагу табличка «В целях повышения безопасности дорожного движения просим оплачивать проезд перед началом поездки!» Ну как отказать подобной просьбе. Причем «Газелей» на дорогах Первопрестольной встретить не довелось. Как правило, это небольшие автобусы. Без нудного шансона и бесконечных телефонных переговоров водителя.

А теперь внимание! Московская маршрутка останавливается по требованию пассажира с точностью до номера конкретного дома. Я сам был свидетелем, когда один пассажир попросил остановиться у дома номер 6, а следующий захотел выйти у дома номер 12.
Самый неудобный транспорт в Москве, на мой взгляд, это троллейбус. Кто-то распорядился установить внутри «рогатых» натуральные «вертушки». Да-да, точно такие, как на заводской проходной. Причем, прежде чем попасть внутрь троллейбуса, нужно пережить небольшое столпотворение возле водителя, продающего билеты.

Потом этот самый билет засунуть в вертушку, и уже тогда попытаться провернуть ее. В часы пик, когда народу в салоне битком, сделать это без ущерба для себя и окружающих почти невозможно.

Каша вместо гололеда

Дороги не знают гололеда. Любой участок московского асфальта обрабатывается реагентами. И в этом же многие беды москвичей. Снег превращается в густую, полужидкую нетающую субстанцию отвратительного коричневого цвета. Все это создает ощущение бесконечной слякоти. Поэтому большинство машин зимой не моются — потому что бесполезно. Даже номера заляпаны до такой степени, что невольно начинаешь сомневаться в их необходимости. И если на проезжей части вся эта липкая реагентовая жижа быстро раскатывается автомобилями по обочинам, то тротуары долгое время остаются покрытыми противной кашей.

Реагент разъедает лапы собак и обувь людей. Одна из моих коллег осталась без сапог буквально на вторые сутки — они натурально расползлись по швам, второй человек из нашей команды лишился кроссовок днем позже. Меня спасли только толстые, цельнолитые подошвы ботинок. Однако дома все же пришлось попотеть с мыльной тряпкой в руках — белые пятна въевшегося в резину и кожу реагента отмываются очень трудно.

Цифры

1,5 часа — среднее время ожидания такси по вызову в Москве.

30 рублей — средняя цена проезда в общественном транспорте Москвы