Фото: www.dw.deФото: www.dw.de

Сводками из революционного Киева начинаются выпуски новостей на федеральных каналах, на первых полосах газет — фотографии дымящегося майдана и переворот в Крыму. И дело не только в политическом кризисе — в Берлине сегодня около 300 тысяч русскоговорящего населения, и почти половина из них — выходцы из Украины. 

Мария из Киева 

Мария держит маленькую турфирму в центре Берлина, в которой сама и директор, и менеджер. Узнав, что мы из России, искренне радуется, старается быстро и «поверьте, очень недорого» помочь с бронированием билетов. Попутно рассказывает, что сама из Украины, живет здесь вместе с родителями больше 20 лет. Осторожно спрашиваю, следит ли за событиями на родине. 

Сами знаете, что там устроили — русский язык запретили! И сказали, что теперь все Марии будут Марийками — да с какого?!

—  Нет, уже несколько дней не смотрю телевизор — не могу этот кошмар больше видеть, — грустно вздыхает Мария. — Киев — мой родной город, я там родилась, выросла, у меня подруги там остались. Весь этот политический цирк для таких, как мои родители, они всему верят — они за Тимошенко. Вы ведь сами знаете, что там устроили — русский язык запретили! И сказали, что теперь все Марии будут Марийками — да с какого хрена?! Я всю жизнь была Марией, ею и помру! 

Бывшая соотечественница не стесняется в выражениях — накипело. Уверена, что после революции народ будет просить сбежавшего Януковича вернуться.

 Он хоть и воровал, но страну держал, — вздыхает Мария. 

Валя из Одессы 

В нескольких кварталах от турфирмы маленький отель, на первом этаже уютное кафе. В меню борщ, солянка, пельмени, вареники с картошкой, вишней и яблоками и другие знакомые блюда. Хозяйка забегаловки — жгучая 50-летняя брюнетка в кроличье-соболиной жилетке — на русском громко отдает команды молоденьким официанткам. 

 Ой, а вы откуда из России? Шо, правда Дальний Восток?! Во занесло! — Валентина присаживается к нам за столик и, пока мы ждем сырные пончики, ведет разговор по душам. 

Она из Одессы, в Берлине больше 20 лет. «Как в Германии годы летят, даже не представляете!» — Валентина говорит так самозабвенно, что в уникальность течения времени в этой европейской стране нельзя не поверить. Родственники по всей Украине, приезжают к ней, а вот сама ездит редко.

Хозяйка смотрит на часы и вдруг кричит на все кафе: «Кристина, телевизор включайте — сейчас же новости!» Украинский канал показывает дымящийся Майдан, заседание нового правительства, снос памятников. Валентина, не переставая, эмоционально разговаривает то с нами, то с телевизором, переходит на крики, которые слышит все кафе. 

 Господи, да вы их рожи видели? — машет на представителей новой власти. — Это ж бандиты прямо с улицы! Да что они сделают? Ну нет, в Харьков и Одессу бандеровцы не пройдут. У нас такого не допустят — это я вам точно говорю! 

Валентина убеждена — это спланированная война против Украины. 

 Мы на днях тут такое вспомнили... — женщина уверена, что мы просто обязаны об этом узнать. — 8 месяцев назад приезжал на грузовике мой племянник Юрасик из Киева. И знаете, шо скупал — старую автомобильную резину! Значит, там уже давно готовились — знали, что баррикады будут строить! 

К просмотру новостей присоединяется муж Валентины, спорить с женой он не пытается — бесполезно. Лишь замечает: «Сейчас все оттуда сюда потянутся». 

 Ой, не надо — нас тут и самих много! — перебивает его супруга. 

 Да это ж хорошо — можно на работу недорого нанять, — объясняет он плюсы возможной украинской миграции. 

Валентина ненадолго притихла, обдумывая поступившую информацию, но тут же поспешила успокоить испуганную официантку: 

 Кристина, не переживай, вы без работы не остаетесь! 

Виталя из Днепропетровска 

В аэропорт едем на такси, за рулем — Виталий из Днепропетровска. На родине был военным, служил на Кавказе. В конце 90-х уехал с семьей в Германию, работал на заводе в одной из провинций, потом перебрался в столицу. Имеет вид на жительство, оформлять гражданство не собирается — ему и так неплохо.

Когда уезжал, было страшно — смогу ли за границей. А сейчас страшно, что со страной сделали. Но самое главное — дальше будет еще страшнее.

Несмотря на 50-процентные налоги, имеет все соцгарантии, включая медицинскую страховку и гарантированное пособие в случае потери работы. 

 Нет, вообще не скучаю! — заявляет Виталя, прибавляя звук на радиостанции «Русский Берлин», в эфире которой по заявке слушателей запел «Поздравляю» Игорь Николаев.

— Когда уезжал, было страшно — смогу ли за границей. А сейчас страшно, что со страной сделали. Но самое главное — дальше будет еще страшнее. Брату звоню — говорит, война. 

Виталя давно не был на родине и в ближайшее время не собирается. 

 У меня украинский паспорт еще советского образца. Говорят, въехать смогу, а вот вернуться — вряд ли. Не дай Боже такого счастья.