Режим ожидания: вышла пилотная серия второго сезона сериала «Настоящий детектив»

О, это будет великая битва мнений. Ник Пиццолатто в прошлом году поставил такую планку качества в сериальном ремесле, что второй сезон «Настоящего детектива» гарантирует своим создателям не только дифирамбы, но и весьма ощутимые шишки. Впрочем, в деле игнорирования канонов продюсеры телешоу изменять себе не стали: в новых сериях нет ни знакомых по первому сезону героев, ни затейливой игры в две разбросанных по времени сюжетные линии. Даже по пилотной серии видно, как Пиццолатто с командой пытаются сделать поворот оверштаг, не изменив при этом созданной ранее атмосфере. Год назад нам открыли глаза на чистое зло, живущее по соседству. Как соберется этот пазл — будет видно.

Впрочем, о какой-либо выдающейся радужности речи не идет и на старте второго сезона. Персонажи, с которыми нас знакомят, практически не улыбаются, ну разве что фальшиво и вынужденно. Трое из четверых главных героев (продолжение принесло их удвоение) служат в правоохранительных органах, четвертый принадлежит к тем, кого этим органам следует старательно ловить, уличать и передавать в карающие руки. Пилотная серия только-только обозначает отношения между персонажами, по крупицам выдавливая информацию об их прошлом и настоящем. Более или менее понятны только отношения между детективом Рэем Вилкоро и легализовавшимся мафиози Фрэнком Семионом. Первого, как полагается, играет Колин Фаррелл, которому не в новинку роли продажных копов, склонных к самобичеванию и преувеличенным порциям виски. Роль второго досталась Винсу Вону, актерский талант которого настолько затерялся в многочисленных идиотских комедия, что только за приглашение его в «Настоящий детектив» Пиццолатто хочется благодарить бесконечно. 

Эти два персонажа — наверняка обманчиво — демонстрируют в первой серии чуть ли не карикатурную шаблонность. Вилкоро, успев поводить за нос зрителя в фактически скопированной с первого сезона сцены исповеди в кабинете, в течение первой 45-минутки делает все, что положено отчаявшемуся копу, угодившему на крючок преступного босса. В промежутках между возлияниями, получением денег в конвертах и физическим воздействием на тех, кто мешает Семиону, он, правда, демонстрирует сложные отношения с сыном, которые незамедлительно приводят к уже неоплачиваемым вспышкам насилия. Семион, нацелившийся на бюджетные деньги, связанные со строительством железной дороги, тоже предсказуем со своим смакованием дорогого алкоголя, осторожными переговорами с русскими (не обошлось) и эмоциями, которые он позволяет себе только в полном одиночестве. 

 

Единственную женщину в четверке играет Рэйчел МакАдамс — Энни Беззарайдес тоже детектив и тоже не самый счастливый на свете. Семейные проблемы, от разнообразия которых рябит в глазах, и одна из них — папа-проповедник в исполнении Дэвида Морса, нервная работа и безнадега на личном фронте. Далеко не все ладится и у четвертого героя — дорожного полицейского Пола Вудроу, роль которого доверили Тейлору Китчу. Судьба в лице сценаристов сводит троих из четверых в финальной сцене первой серии. В дальнейшем узел явно будет только затягиваться и совсем не факт, что все персонажи уцелеют к последним сериям. При этом героям МакАдамс и Фаррелла явно предстоит пикировка в духе детективов Коула и Харта из первого сезона, а персонаж Китча таит в себе достаточно граничащей с безумием ярости, чтобы зритель не зевал. 

Во втором сезоне Пиццолатто (и присоединившиеся к нему в качестве продюсеров Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсон, сыгравшие детективов в первом сезоне) берет очевидный курс на классические произведения Дэвида Линча. Об этом свидетельствуют и общая тревожность происходящего, и второстепенные персонажи, которые слишком много скрывают, и таинственные исчезновения, раскрытие которых ничего никому не объясняет. Что уж говорить о как бы случайно въезжающей в кадр табличке «Малхолланд Драйв» или сценах в придорожном кафе, где играет печальная музыка и посетители предпочитают многозначительно молчать. Впрочем, в некоторых моментах создатели «Настоящего детектива» оставляют Линча либо позади, либо в покое, а свойственный и первому сезону мрачный юмор не позволяет запутаться в авторских почерках.   

Главное же, что сохраняют создатели лучшей, по многим мнениям, криминальной драмы в истории телевидения (обделенной при этом «Золотыми глобусами» во всех доставшихся ей номинациях) — это неутолимое желание зрителя узнать, что же дальше, помноженное на простор для собственных догадок и выводов. Здесь, конечно, снова вспоминается Линч и его знаменитый «Твин Пикс», который накануне возрождения внезапно столкнулся с серьезнейшим конкурентом. То есть аудитория, которая еще толком не поняла ху из ху в этом котле с неприятностями, заглатывает наживку с той же готовностью, что и детектив Вилкоро — теперь уже не оторваться. Схема, избранная Пиццолатто, развязывает ему руки на многие годы вперед — хороших актеров в Голливуде предостаточно, знай себе сочиняй. Поклонников хорошего криминального кино ждет постоянный режим ожидания, потому что детектив действительно настоящий.