Новоназаровка входит в Некрасовский сельсовет и находится почти в 50-ти километрах от Белогорска и в 30-ти от Возжаевки. Путь туда неблизкий, дорога местами разбитая, асфальт переходит в гравийку. Машины скорой помощи из райцентра едут долго. В последний раз, когда молодой парень серьезно поранил ногу — аж коленная чашечка оголилась, приезда медиков ждали полтора часа. И не дождавшись, отправили пострадавшего на попутке. Так что в создании такого домохозяйства, наверное, есть смысл.

— В прошлом году глава Некрасовского сельсовета предложила мне стать управляющей домовым хозяйством, и я согласилась. И так ведь людям помогаю: уколы, если просят, делаю, капельницы ставлю, — улыбается Татьяна Кущ. — Прошла специальное обучение, мне выдали чемоданчик-укладку, и уже в декабре приступила к своим обязанностям. Заплаты пока не получала, но говорят, что этот вопрос сейчас решается.

По своему образованию Татьяна Ивановна — фельдшер. Им проработала несколько лет в соседней Некрасовке, а потом ушла из профессии. Спустя 20 лет судьба вернула все на круги своя, и теперь женщина снова оказывает медицинскую помощь. Кстати, в багаже фельдшера есть и принятые у односельчанки роды — дело было 13 лет назад. 

Нынешняя гостья Татьяны Кущ — Татьяна Руда — 92-й пациент домохозяйства. Всех их управляющая заносит в специальный журнал, чтобы после отчитаться о проделанной работе. В графах указывает Ф. И. О. и год рождения обратившегося человека, проблему, с которой тот пришел, и описывает помощь, которую оказала.

— Таня, присаживайся, сейчас измерим давление, — предлагает Татьяна Ивановна, надевая тонометр девушке на предплечье. — Высокое оно для тебя — 160! Сбивать надо и контролировать. Тебе ж только 27, а уже такое давление. Давай сходи к врачу, чтобы лечение назначил.

— Спасибо, теть Тань, схожу, наверное, потом, — благодарит в ответ девушка, которая на днях вызывала фельдшера и своей бабушке. Она признается, что удобно сделали для пенсионеров. — Давление теперь можно померить, не у всех же дома есть прибор. А раньше пожилым приходилось добираться до медпункта в Некрасовке. На уколы люди тоже туда ездили. Хорошо, если машина есть, а тем, у кого ее нет, приходилось просить, чтобы отвезли. Автобус к нам сейчас не ходит — только по предварительной заявке, если наберутся люди. А сколько людей-то тут? 

Когда-то в Новоназаровке был собственный ФАП, начальная школа, почта, магазин и клуб. А теперь в селе со столетней историей насчитывается меньше 40 жителей и лишь 13 домов. Никаких магазинов и клубов. Три раза в неделю приезжает автолавка, благодаря чему люди не сидят без хлеба и продуктов. Еще реже — почтовый автомобиль. Большинство сельчан — пенсионеры, хотя есть и молодежь — шесть человек. И даже один ребенок — первоклассник — ездит в школу в соседнюю Некрасовку.

Работы в селе тоже нет. Живут за счет подсобного хозяйства, пособий и пенсий. Держат скот, сдают молоко и мясо. Кстати, муж управляющей домовым хозяйством Татьяны Кущ собирает молоко по селам и отвозит его в Благовещенск на хладокомбинат. Ему, который проводит за баранкой почти весь день, Татьяна Ивановна тоже измеряет давление — утром и вечером. Благо, что тонометр под рукой. Ежедневно на «минутный медосмотр» заглядывают в домохозяйство пожилые сельчанки. Либо сама фельдшер наведывается к тем, кому занедужилось. 

— Ну вот, измерю давление, а что дальше? Как помочь человеку?! Надо бы давление сбить, а нечем. Лекарств-то в укладке первой помощи нет, — сетует управляющая. — По-хорошему, ее нужно снабдить хотя бы таблетками от сердца, высокого давления и жаропонижающими средствами, ведь чаще всего именно в них нуждаются те, кто обращается за помощью. Людям нужно помочь до приезда «скорой помощи», которая добирается очень долго.

Однако «спасительный чемоданчик» снабжен только тонометром, градусником, одноразовыми перчатками, перевязочными материалами и мешками для утилизации отходов. В нем, как и в аптечке водителя, упор делается на оказание первой помощи при травмах и обработку ран. Болезни должен лечить врач.

Конечно, фельдшер без помощи никого не оставляет. При необходимости она делится содержимым личной аптечки. Запас жизненно важных медикаментов всегда хранится у Татьяны Ивановны под рукой — в ее тумбочке. «Иногда делюсь с сельчанами, а что делать», — признается фельдшер.  

БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО

Марина Гулевич, первый заместитель министра здравоохранения области:

— Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в малочисленных населенных пунктах с числом жителей менее ста человек, а также во временных, сезонных поселках, находящихся от медицинских учреждений в шести и более километрах, оказание первой помощи населению осуществляется с привлечением одного из домовых хозяйств. На сегодняшний день в Приамурье организовано 55 таких домохозяйств.

Укладка первой помощи с набором изделий медицинского назначения также утверждена приказом минздрава области. Руководитель медицинской организации, которая обслуживает территорию, где расположены домовые хозяйства, обеспечивает тех такими укладками. Ответственное лицо домохозяйства назначается с учетом добровольного согласия кандидата на данную должность. Он обучается навыкам первой помощи и работает на безвозмездной основе. Вопрос об открытии домовых хозяйств в 2016 году будет рассматриваться министерством здравоохранения области при поступлении заявок от руководителей медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Возрастная категория материалов: 18+