• «Активизировать правое полушарие можно, смешав вместе несколько красок», — считает Мария Бутина.
  • Корреспондент на личном опыте убедилась: художником может стать каждый.

Белым по белому

Последний раз кисточку в руках я держала в школе на занятиях ИЗО. Поэтому, когда преподаватель правополушарного рисования Мария Бутина сообщила, что на одну картину у нас уйдет не больше 20 минут, причем рисовать мы ее будем без карандаша и ластика, я была несколько поражена.

— В повседневной жизни у большинства людей более активно левое полушарие, отвечающее за логику. Сегодня мы постараемся по максимуму задействовать  правое полушарие, — пообещала Мария.

Для начала, чтобы настроить участников на творческий лад, преподаватель включила музыку. Пока организаторы раскладывали на столе мини-холсты, кисти и баночки с гуашью, Мария объявила, что мы можем забыть настоящие имена и подписать бейджики как угодно. Так мы сходу активизируем правое полушарие. «Теперь проверим ваши задатки. Берем небольшой лист и рисуем с любовью и вдохновением, как умеем. На это у вас три песенки», — подбодрила нас преподаватель.

 

К пробному рисунку я подошла с мыслью изобразить зимний пейзаж с главными его атрибутами. Без подготовки сделать это быстро и аккуратно не получилось: зеленая ель расплылась и слилась с черной краской, предназначенной для фона картины, а у снеговика получился далеко не радостный вид. Взглянув на простой и аккуратно нарисованный горизонт соседки, я расстроилась. Но преподаватель успокоила: рисовать может научиться каждый — нужно только правильно подобрать к себе ключ. В этом деле хорошо помогает арт-терапия, которой мы и занялись на следующем этапе мастер-класса, приступив к рисованию белой краской на белом же листе бумаги. «Если у кого‑то возникает вопрос, зачем мы это делаем, в каком направлении водить кистью, значит, вас все еще контролирует левое полушарие, — комментировала Мария Бутина. — Постарайтесь расслабиться и просто рисуйте. Не бойтесь выйти за края листа. Сегодня мы стараемся освободиться от тех рамок, в которых находимся. Ляпайте не думая».

Признаться, какое‑то время меня еще волновали эти вопросы. Но как только я запачкала гуашью джинсы, мне стало все равно, и я с головой погрузилась в рисование.

С ног на голову

Как оказалось, арт-терапия не была простым дурачеством. Так мы не только активизировали работу правого полушария, но и подготовили холст для будущего рисунка. «Мы будем рисовать в технике сухой кисти. Не смотрите на стакан с водой. Он вам практически не понадобится. Вытирать краску будем салфетками, — предупредила руководитель мастер-класса. — Берем любой яркий цвет и наносим на холст четыре точки. Окунаем кисть в белую краску и промазываем по этим мазкам в обоих направлениях».

Такое рисование поначалу напоминало мне детскую каляку-маляку. Однако в конце мы получили довольно необычные заготовки. После этого преподаватель правополушарного рисования показала нам, как просто нарисовать островок с пальмами или одинокое деревце в горах. Весь процесс сопровождался не менее странными движениями, чем в начале мастер-класса. Чтобы краска естественно легла на изображение, мы стучали кистью по столу, вымещая на ней свою обиду, и втирали гуашь в рисунок пальцами. Для изображения дерева нам пришлось и вовсе перевернуть лист вверх ногами. «Стараемся придавать ветвям причудливые формы. Они выйдут тоньше, если будем рисовать их сверху вниз», — раскрыла секрет Мария Бутина.

По своему опыту скажу: в технике правополушарного рисования можно изображать даже то, что никогда не видел вживую. Например, я нарисовала маки, о которых имела представление только по картинкам. У некоторых ребят неосознанные мазки получились похожи на головы людей, виднеющихся среди полевых трав. «Рисование по этому методу основано на ощущениях человека, интуиции. Это очень хороший способ выплеснуть эмоции, — поделилась Мария. — С детства я считала, что вообще не умею рисовать. Но однажды сходила на один из таких мастер-классов и загорелась мыслью обучиться этой технике сама. В этом мне помогла подруга, которая прошла курсы по правополушарному рисованию в Москве. И вот уже два года я веду подобные занятия».

Помимо меня на мастер-класс пришли еще девять человек в возрасте от 20 до 25 лет. Как оказалось, большинство присутствующих прежде рисованием не занимались. Правда, одна из участниц призналась, что пару лет посещала художественную школу, но только на мастер-классе почувствовала себя свободным художником.

— Я всегда рисовала по заданному алгоритму — от линии к линии, постоянно что‑то отмеряла, — рассказала участница, а по совместительству специалист центра «Выбор» Галина Малахова. — Здесь же, не прилагая особых усилий, ты создаешь полноценную картину. Да и само изображение выглядит более живым.

Возрастная категория материалов: 18+