Фото: Пресс-служба Благовещенской таможниФото: Пресс-служба Благовещенской таможни

— Три дня назад проходческий комплекс вышел из-под земли на российской стороне. Буквально в эти дни идет процесс извлечения тяжелой спецтехники, — сообщил Олег Борисов на прошедшем в среду, 25 октября, брифинге в честь Дня таможенника.  

По его словам, до окончания навигации на пограничной реке буровую установку переправят обратно в китайский Хэйхэ. Оттуда начнется бурение второй — резервной — ветки тоннеля. Работа над подводным переходом «Силы Сибири» должна завершиться в конце 2018 года. По окончании строительства пункт пропуска «Верхнеблаговещенский» будет ликвидирован.

«Тоннель строился полностью из китайских материалов. А поскольку до госграницы (около 30% — прим. АП) тоннеля являются собственностью России, то используемые для строительства материала – цемент, трубы и прочее — были перевезены и задекларированы как для внутреннего пользования в России», — отметил первый заместитель начальника Благовещенской таможни.

Длинна тоннеля составляет 1 240 метров, его диаметр — 2,4 метра. Он пролегает под дном реки Амур на глубине 18-20 метров. Предполагается, что под Амуром пройдут две нитки газопровода диаметром 1,4 метра: одна — основная, вторая — резервная. Располагаться они будут в 50 метрах друг от друга. Подводный переход свяжет газопровод «Сила Сибири» и газопровод Китая. Поставки российского газа в Поднебесную должны стартовать в период с 2019 по 2021 годы. Экспорт продлится 30 лет. Ежегодно Россия будет поставлять 38 миллиардов тонн голубого топлива.

На месте ликвидированного пункта пропуска на российской стороне будет построена газоизмерительная станция. Эксплуатироваться она будет в присутствии персонала КНР. До госграницы газопровод будет собственностью России, после — китайской.

«Это будет закрытая территория, куда сотрудники таможни будут ездить раз в месяц и снимать показания со счетчиков. Данные об экспортированных ресурсах будут направляться в энергетическую таможню. Точно по такой же схеме сейчас сотрудники благовещенской таможни работают на российско-китайской высоковольтной линии и нефтепроводе в районе Джалинды», — подчеркнул Олег Борисов.

В 2018 году благовещенские таможенники ожидают рост объемов импорта иностранного оборудования и метаклоконструкций в Амурскую область. Это связано с тем, что строительство Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) вошло в активную фазу.

 «Мы предполагаем, что со следующего года, начнется массовый ввоз иностранных товаров – будут собираться модули и оборудование для Амурского ГПЗ. Они будут доставляться по реке, воздушным путем, железной дорогой и автомобильным транспортом, — заметил Олег Борисов. — Так что нам предстоит огромный плат работы в этом направлении. По нашей информации инвестиции в ГПЗ составляют 984 миллиарда рублей. Можно представить какую сумму сэкономит резидент ТОР «Свободный», получая льготы по уплате таможенных платежей».    

Статус резидента ТОР «Свободный» позволяет «Газпром переработка Благовещенск» (заказчик строительства Амурского ГПЗ — прим. АП), воспользоваться режимом свободной таможенной зоны и минимизировать таможенные платежи за ввоз импортных материально-технических ресурсов на этапе строительства завода. В свою очередь корпорация обязуется за счет бюджетных средств построить объекты инженерной инфраструктуры для нового жилого микрорайона в Свободном, который строится для работников будущего завода. Это закреплено в соглашении, подписанном на Восточном экономическом форуме между гендиректором компании «Газпром переработка Благовещенск» Игорем Афанасьевым и гендиректором «Корпорации развития Дальнего Востока» Денисом Тихоновым. Оно действует до 2052 года с возможностью пролонгации и охватывает как период создания Амурского ГПЗ и сопутствующей инфраструктуры, так и период их эксплуатации.