Юлии Снигирь досталась психологически сложная роль — жестокой убийцы Дарьи Салтыковой. Фото пресс-службы телеканала «Россия» (ВГТРК)

Приговор подписывала сама Екатерина II. Она приказала отправить Салтычиху — так называли садистку современники — на пожизненное заключение в тюремную яму. А особым приказом императрицы повелевалось стереть имя Дарьи Салтыковой из истории страны — на веки вечные… Ее лишили имени и рода. В документах Салтыкова значилась как «оно». Но настолько велико было содеянное ею зло, что имя все же сохранилось — в назидание потомкам.

О том, как может переродиться чистая душа, превращая человека в зверя, и попытались рассказать кинематографисты. В настоящее время сериал готовится к показу на телеканале «Россия». В один из съемочных дней на площадке сериала побывали и корреспонденты ИА «Столица».

«Серебряный век»

Съемки сцены бала в доме Ростопчиных снимались в уникальном месте — в ресторане «Серебряный век». Он находится в самом центре Москвы, рядом с Лубянской площадью. До революции это здание принадлежало богатой семье, здесь располагались знаменитые «Хлудовские бани». Построил здание амбициозный купец Хлудов, который хотел «переплюнуть» знаменитые Сандуновские бани. Сам он не дожил до открытия роскошного «банного комплекса», как сейчас бы назвали его детище, но дело продолжили дочери Хлудова. Трудно сказать, в каком стиле построено задние, сейчас эксперты употребили бы слово «эклектика», потому что тут и барокко, и рококо, и этнические мотивы, отсылающие к Востоку — одним словом, здесь очень красиво. В советское время вывеска поменялась на «Центральные бани», а теперь здесь роскошный ресторан, в который в джинсах зайти постесняешься. Да что там говорить, тут и не каждое вечернее платье впишется! И если уж и подниматься по величественной мраморной лестнице, то в чем-то таком… Наверное, бархатном. Да, бархатном — уютном и помпезном одновременно…

Мужа помещицы Глеба Салтыкова сыграл Федор Лавров.

На балу в доме Ростопчиных главная героиня будет танцевать сначала со своим мужем, ротмистром лейб-гвардии Конного полка Глебом Салтыковым, его играет Федор Лавров. А затем с мужчиной, в которого она тайно влюблена — с Сергеем Салтыковым, которого играет Петр Рыков. Возможно, безответная любовь и стала началом страшного пути молодой женщины. Ведь даже муж ее погибает при весьма странных обстоятельствах. И лишь высокое происхождение не позволяет 26-летней вдове попасть под подозрение в причастности к его смерти…

Не надо нам чужих Джеков-потрошителей, у нас своя Салтычиха есть!

— Конечно, наши герои находились в другом историческом отрезке, когда этого здания еще не существовало, но нас это не смущает, — говорит продюсер картины  Илья Неретин. — Наш фильм не о конкретной исторической эпохе, в которую жила кровавая барыня Дарья Салтыкова, а о перерождении души, о том, как зло может завладеть человеком полностью. Такая трагедия может случиться в любое время в любой стране...

Танцы при свечах

С минуты на минуту в зал должна войти сама «кровавая барыня» — то есть актриса Юлия Снигирь. На площадке к ней относятся с большим уважением. Над ней, кажется, еще витает аура Екатерины Великой, которую она не так давно сыграла в одном из сериалов. И вот теперь играет женщину, которая жила в эпоху Екатерины и даже удостоилась ее внимания. Правда, ужасной ценой — кровью своих крепостных. Когда Екатерина взошла на престол, она поручила тщательно разобраться с жалобами крестьян из села Троицкое. По легенде, самые отважные, которым уже нечего было терять, добились аудиенции императрицы и рассказали об ужасах, которые творит молодая барыня…

К камерам, шурша длинным бордовым платьем из тяжелого атласа, выходит Юлия. Ее героиня болезненно бледна, взгляд решительный и… нездоровый. Звучит музыка, и актрису подхватывает Петр Рыков. Она прекрасна, но озлоблена на весь белый свет. Ей кажется, что она мучается от любви, а на самом деле погибает от ненависти к миру и к людям…

Юлии Снигирь удалось передать болезненную страсть героини.

Глаза в глаза, рука в руке, поворот, страстное объятие… Кажется, что этот танец все же про любовь… Но кто-то окликает Дарью, и в ее глазах — вспышка холодной ненависти и презрения, на губах — демоническая полуулыбка. Ни на секунду нет сомнения, что эта женщина способна на всё…

И хотя сама Юлия сетует, что мало репетировала танец с Петром, поэтому их хореография не выглядит идеальной, режиссер доволен снятой сценой.

Массовка на балу выглядит роскошно и исторически достоверно.

Ведь «кровавая барыня» действительно могла не так уж блестяще танцевать. И эти хореографические «неровности» лишь придают естественности происходящему. Как и отблески свечей, которые горят над головами танцоров. Время от времени рабочие залезают на лестницу, чтобы «сделать поярче свет» — зажечь новые свечи.

А вот цветы на балу искусственные, хотя выглядят как живые. Они повсюду здесь стоят в золоченых вазах, и парам приходится вальсировать с оглядкой, чтобы не свалить букеты с постаментов.  

Атлас и бархат 

Массовка в этой сцене великолепная, прямо как из «Великолепного века». Костюмы на каждом артисте, который в кадре может оказаться всего лишь на несколько секунд — как из музея моды: белоснежные парики, бархатные камзолы, атласные платья, чулки — даже у мужчин.

Дарья Салтыкова надеется покорить сердце фаворита самой Екатерины Великой Сергея Салтыкова.

— Мы пошли по пути Голливуда, — в шутку говорит один из художников проекта. — Не стали «упираться» в детали до фанатизма. Например, голливудская Анна Каренина ходит с сумочкой «Бёрбери», и зрителей это совсем не оскорбляет. У нас кто-то из массовки танцует в своей обуви, современной. Если кто-то из зрителей это заметит — ну что ж поделаешь… 

Мы очень просим, даже умоляем зрителей не изучать историю России по нашей кинопостановке. Мы вольно работаем с образами, фактами. Считайте, что наша Салтычиха — это Синяя борода в юбке.

Но кажется, что художники проекта преуменьшают свои таланты. Они проделали огромную работу. Платья для Юлии Снигирь искали по всей киноМоскве. И в гардеробе «барыни» не только сшитые специально для нее новые платья, но и наряды из культовых проектов «Гардемарины, вперед!», «Михайло Ломоносов», из костюмерной «Мосфильма». Есть на проекте и настоящие раритеты, привезенные из Праги и Вены. Там принято на костюмах оставлять маркировку, так вот некоторым платьям уже больше 30 лет, а они все еще «в строю»!

Импозантного Петра Рыкова женская половина съемочной группы обожает.

— Но и нашим костюмерам есть чем гордиться, — рассказали на площадке. — Например, на Павле, сыне Екатерины, камзол, сшитый еще в 50-е годы прошлого столетия! Под мышками и на боках бархат вытерся. Но что это за камзол! Он так сшит, что любой артист в нем превращается в принца! Вообще бархат — это уникальный материал. Глаз его видит, а камера — нет, не «читает». Поэтому в кино он может работать как на актера, так и против него. И никогда невозможно угадать заранее, как поведет себя бархат. Если вдруг вы на экране видите плоское пятно, провал — значит, камера «не увидела» бархат...

Очень страшная сказка

Если на минуту отвлечься, может показаться, что сейчас в зал впорхнет Золушка — настолько красивая и сказочная обстановка вокруг. Кстати, режиссер и продюсер открыто говорят, что, по сути, они и снимают сказку. Только очень страшную. Поверьте, очень…

Режиссер Егор Анашкин и хореограф проекта объясняют артистам их задачу.

— Все кинематографисты мира долго и нудно гоняются за какими-то заграничными серийными убийцами, а у нас, оказывается, есть свои, доморощенные, — невесело шутит Илья Неретин. — Не надо нам чужих Джеков-потрошителей, у нас своя Салтычиха есть! Кстати, с точки зрения исторического материала про Салтычиху известно крайне мало. В основном это городские легенды, страшилки, поэтому у нас полный простор для фантазии. И мы очень просим, даже умоляем зрителей не изучать историю России по нашей кинопостановке. Мы вольно работаем с образами, фактами. Считайте, что наша Салтычиха — это Синяя борода в юбке. Никому же не приходит в голову считать этого всемирно известно злодея кем-то еще, кроме сказочного героя. Будем считать, что мы работаем с классической беллетристикой — что-то в духе Дюма…

Адвокатом дьявола никто из нас не выступает. Мы просто рассказываем страшную, страшную сказку!

— А нет у вас на площадке мистически настроенных людей, которым кажется, что барыня им мстит или может отомстить? Ну, знаете, то машина заглохла, то свет отключили…

Особым уважением пользуются «девочки Ростопчины» — возрастные актрисы, хозяйки бала.

— У нас собрались профессионалы, что очень радует, — говорит продюсер. — Если ты актер и тебе предлагают роль — играй! Если ты из творческой группы, то тем более — делай свое дело, делай кино! Мы не занимаемся заклинаниями, призываниями и изгнаниями. У нас работа: мы снимаем кино. Нам интересно развитие этой ситуации — то есть драматургия. Надеюсь, что зрители именно это и увидят на экране.

— А вы для себя нашли ответ: почему молодая женщина превратилась в исчадие ада?

Дарья Салтыкова не любила мужа.

— Таких примеров в жизни много. И путь у каждого злодея — свой… Что касается Салтычихи, мне кажется, мы нашли ответ на этот вопрос. Он — в этом фильме. Но вопрос еще вот в чем: понять или оправдать? Вот понимать мы ее понимаем. Но поверьте, адвокатом дьявола никто из нас не выступает. Мы просто рассказываем страшную, страшную сказку…