• Полина Чернышева
  • Полина Чернышова в фильме «Легенда о Коловрате».

— Полина, премьеры фильмов случились практически одновременно, а снимались они с какой разницей во времени?

— Сначала снялся «Легенда о Коловрате» — зимой, а весной уже началась работа над «Доктором Рихтером», и шла она полгода. Пауза между ними была достаточно большой, так что мне не нужно было отвыкать от одного образа, чтобы привыкнуть к другому. К тому же в фильме «Легенда о Коловрате» у меня было всего шесть съемочных дней. Роль моя небольшая, но очень важная. Я играю Настю, жену главного героя — Коловрата. У нас с ним семья, дом, дети. Но пришел Батый, разорил город и всех погубил. И семья Коловрата тоже погибает. И он в таком состоянии, что ему терять больше нечего. И этот герой нашел в себе силы, чтобы пойти в бой — отомстить за убитых и спасти тех, кто остался в живых.

— Интересно сниматься в историческом проекте? Как это, оказаться в 13-м веке?

— Я обожаю все, что связано со стариной. Мне кажется, что все это еще раз напоминает о волшебстве жизни, о ее безграничности. Когда ты приходишь на площадку, а там — прекрасные бородатые мужчины: с мечами, на конях, в шлемах, хочешь не хочешь, а начинаешь представлять, как раньше люди жили. А правда, как они жили? Ведь у них не было телевизора, интернета. О чем они вообще вечерами говорили, чем занимались, о чем думали? У меня в голове все историческое очень романтизируется. И мне все это очень интересно.

— А как вам костюмы 13-го века?

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате». В роли Насти, жены Коловрата.

— Это что-то необыкновенное! Нам, девочкам, что надо? Кокошник, коса, платье красивое — и все, уже счастье! А мне как раз приделывали длинные волосы, надевали костюмы многослойные. Украшения жемчужные, повязочка кожаная, сережки с голубями, в косе голуби, то есть это все очень красиво. Как и весь фильм. Я поражалась: как костюмеры смогли одеть столько людей?! Ведь снималось очень много артистов, большая массовка. И каждый костюм проработан до мельчайших подробностей. Это тоже все очень интересно — в сравнении с современностью. Но все равно ты понимаешь, что играешь здесь, сейчас. Я, например, в этой картине отвечаю за любовь, за семью. А любовь — что тогда, что сейчас — не изменилась, как и отношения мужчины и женщины. Конечно, у нас в фильме немного идеализированная семья. Все-таки у нас жанр — легенда, немного сказка. Хотя и в жизни такое есть, конечно…

— Может быть, тогда и было все более идеализировано? Хотя бы потому, что люди и жили в среднем 35—40 лет… И там — да: если любовь, то до гробовой доски — реально до гробовой доски…

— И это тоже важно, что люди, помня о скоротечности, ценили жизнь! Хотя что я, как маленькая, рассуждаю… И сейчас все по-разному к жизни относятся: кто-то ценит, кто-то — нет… Но тогда люди реально ходили рядом со смертью и, наверное, все же больше ее ценили. Помню, режиссер Иван Шурховецкий еще перед съемками «Легенды о Коловрате» сказал: «Сегодня многие хотят, чтобы между мужем и женой все было, как между дружбанами — чтобы были одинаковые интересы! А на самом деле семья — это когда помогают друг другу, принимают друг друга такими, какие есть, хранят верность». А сейчас все друг друга хотят переделать — под предлогом того, что выбор большой, если не переделается, можно и получше кого-то найти. И мало стало Бога в обыденной жизни. Я вот сама пока еще даже Библию не читала…

— Кого играет в «Легенде о Коловрате» ваш шеф из «Доктора Рихтера» Алексей Серебряков?

— Князя Юрия. Но мы на площадке всего один раз встретились. Он был такой суровый!.. А на съемках «Рихтера» оказалось, что Серебряков — такой добрый человек! Просто со стороны он, как и его Рихтер, кажется закрытым, колючим. А на самом деле, когда ты попадаешь в его круг, понимаешь, что он — солнце! Очень хороший!

— Когда получили сценарий этого сериала, не ужаснулись от обилия медицинских терминов, диагнозов, кровавых случаев и операций, которые придется играть?

— На самом деле я долго думала: соглашаться или нет? Мне казалось, что по сюжету в сериале все достаточно однообразно, нет разворотов душевных. Моя героиня очень строгая, она вся в себе. А я хочу, чтобы было наоборот. Мне даже Аксинью в «Тихом Доне», которую я играла, в идеале хотелось бы сделать более открытой. А я все-таки многое внутри держала. А тут опять все нужно внутри держать! А все роли, они еще на жизнь как-то влияют, переходят к тебе. И я не хотела уходить в себя, становиться взрослее, становиться серьезным врачом. Мне хотелось быть собой, девчонкой. Но почему-то снова: сдержанная, правильная, зануда... Я подумала: «Ну, ёлки! Так и правда стану занудой!» Но потом подумала и решила, что опыт все-таки нужен. И теперь очень рада, что согласилась.

— А некоторая «сказочность» сюжета не смущала? Все-таки все ходят в поликлиники, время от времени лежат в больницах и понимают, что так четко, оперативно, профессионально, как в «Докторе Рихтере», если и бывает, то не часто…

На премьере фильма «Легенда о Коловрате» с исполнителем роли Евпатия Коловрата актером Ильей Малаковым.

— Да, я понимаю, о чем вы… Одно дело, когда смотришь «Доктор Хаус» на английском языке, с переводом — ты отстраненно смотришь на эти ситуации и веришь. А когда на русском русские ребята показывают все эти истории, это уже по-другому воспринимается. Но реакция на сериал у всех разная, кстати. Кто-то не верит в нашего «доктора Хауса-Рихтера», кто-то говорит, что наш в сто раз лучше. У всех свое мнение, и это хорошо.

— Я вот верю, что Анна Михалкова — настоящий главврач…

— Михалкова — это просто нечто! Для меня она — настоящий врач, верю на сто процентов! Возможно, еще и потому, что у нас не было совместных сцен. А когда мы с ребятами все вместе думаем над диагнозом, мне на это смотреть немного смешно: мы такие там важные серьезные, с такими умными лицами сидим! А на самом деле мы сначала вообще не могли выговорить эти слова. И это ужасно: когда ты думаешь не о том, как сыграть, а как все это выучить и произнести. Лично у меня был зажим из-за этого. У меня, например, медленные мозги. Мне чтобы что-то понять, нужно подумать. А там мне говорили: «Полина, врачи не могут так долго думать! Они не вспоминают — у них все это на автомате!» От этого у меня была некоторая неуверенность, мучила совесть, что я не всегда знаю, про что говорю.

— На экране этого совсем не видно. У вас прекрасно сыграны нюансы и даже полу-нюансы — когда вы общаетесь с коллегами, с пациентами, их родителями…

— Правда? Я пока не посмотрела весь сериал. Но обязательно посмотрю его. Сейчас в Театре на Малой Бронной с Павлом Сафоновым выпускаем спектакль «Горе от ума», прихожу домой, когда сериал уже закончился… Да и телевизор уже нет сил смотреть.

— Синдрома первокурсника не случилось: на фоне таких диагнозов ничего не кололо, не чесалось, не обострялось?

— Да у нас еще круче! Я вчера прихожу домой, а у меня кошка мокрая! (Смеется.) И мама с папой говорят: «Полина, мы сегодня посмотрели серию про аллергию. Вот, помыли кошку, вытряхнули все половики!» А мама поняла, что ей нужно срочно уходить с работы и вообще, больше отдыхать. Потому что у нее — постоянный стресс, а из-за этого и аллергия. То есть родители диагнозы уже научились ставить по фильму! (Смеется.)

В роли врача Ольги Ходасевич в сериале «Доктор Рихтер» – с «доктором Рихтером» актером Алексеем Серебряковым.

— Коллектив на площадке «сколотился»?

— Недавно мы встречались все вместе, прекрасно провели вечер, вспоминали всякое, смеялись. У нас были классные люди на площадке — все веселые, простые и профессиональные, и очень душевная атмосфера. А режиссер наш, Андрей Прошкин, он очень… — да что ж такое, я про всех одно и то же говорю! — …но он реально очень добрый! Хотя при этом очень требовательный. На команду мог так прикрикнуть, что всех затрясет! То есть когда надо, он жесткий. Но с актерами он внимательный и добрый. Нам было хорошо вместе, мы все время шутили. У нас, у актеров, действие было достаточно однообразное: в каждой серии мы ищем болезнь, в каждой серии думаем: «Волчанка? Нет, не волчанка!» И так полгода. Мы шутили, что на съемки, как на работу на завод, ходили. Тем более что кинопавильоны расположены в помещении бывшего завода. Утром приходили, вечером уходили. В соседних павильонах снимался фильм «Последний богатырь» и сериал «Отель Элеон». И вот выходят артисты покурить — и сидят во дворе, курят богатыри, бабки-ёжки, врачи, повара… И все такие серьезные… А Катя Вилкова сначала снялась у нас, потом в этом же павильоне, в соседней двери, переоделась в Богиню и снялась в «Последнем богатыре», а потом — в «Отеле Элеон»! Это большие проекты, но так совпало, что все снимались в одном месте. 

— Продолжение «Доктора Рихтера» будет?

— Пока это не известно даже нам. Ждем итогов показа.

— Чего в дальнейшем хотелось бы от работы — от театра, от кино?

— Мне хочется делать то, что близко мне по душе, по теме. Актер делает то, что захочет режиссер. Но хочется что-то и самой сказать… Поэтому, наверное, в идеале я хотела бы сама снимать кино. Но это пока моя далекая мечта. А сейчас хочется интересных и честных проектов, может, не больших, но с душой... Была детская мечта про Голливуд, но для этого нужно бросить родных, друзей, театр, родной язык… Зачем? Здесь, у нас, тоже все возможно!