Фото: GEEKSCLUB.RUФото: GEEKSCLUB.RU

Родственник попал в беду

«Ваш сын в милиции за драку (убийство, наезд на пешехода). Никому не звоните», — на подобное сообщение по телефону пожилой человек отреагирует готовностью помочь родственнику. Он отдаст или переведет на карту совершенно незнакомому человеку все сбережения. Чтобы предотвратить угрозу, расскажите родным об этом способе мошенничества подробнее. Придумайте вместе контрольное слово или вопрос для экстренных ситуаций. Например, пусть незнакомец в трубке назовет девичью фамилию вашей мамы. Если звонит мошенник, он ничего не сможет сказать.

Банковская карта заблокирована

Звонят с неизвестного номера и сообщают, что с вашим счетом проблемы: непонятные списания, кто‑то взломал защиту или украл карту. Для блокировки счета вас просят назвать личные данные: номер карты, паспортные данные, пин-коды, номер с обратной стороны карты (CVV) и так далее. Сотрудникам банков запрещено  узнавать информацию о реквизитах банковских карт клиентов. Незнакомцам нельзя сообщать никаких кодов, а также отправлять свои данные. Не нужно и перезванивать на номера, указанные в SMS-сообщениях. При малейших сомнениях следует позвонить близким.

Вы выиграли деньги в лотерею!

«На ваш счет зачислено 30 000 рублей». Если пришло подобное сообщение, а через несколько минут перезванивают и просят вернуть деньги, потому что они переведены по ошибке, верить ни в коем случае нельзя. Другой вариант — сообщение о выигрыше. Обычно злоумышленники просят перевести на электронные счета определенную сумму денег, мотивируя это необходимостью уплаты налогов, таможенных пошлин, транспортных расходов и т. д. Чтобы не стать жертвой обмана, не стоит принимать решение о переводе средств, не посоветовавшись. А отправителю достаточно сказать, что он может сам легко вернуть свои средства, обратившись в банк.

Мошенничество при покупкахв интернете

Самое распространенное в интернете мошенничество — подставные страницы-клоны. Это не значит, что стоит отказаться от онлайн-покупок. Но осторожность и здесь не помешает: не вводите ПИН-код вашей карты на сайте, это не нужно для покупок. При оплате вас могут попросить ввести только CVV (трехзначный код на обратной стороне карты) и проверочный код, который приходит в виде SMS. Заведите для покупок в интернет-магазинах отдельную карту, на которой будет храниться небольшая сумма. Один из вариантов — банковская карта «МегаФон», счет которой привязан к счету мобильного телефона. У этой карты ряд преимуществ: моментальная выдача, бесплатное обслуживание, восемь процентов годовых на остаток по счету, переводы по России без комиссии, оформление в салоне связи за несколько минут.

Звонок из Пенсионного фонда

Мошенник может позвонить на домашний телефон пожилого человека, представиться сотрудником Пенсионного фонда, обратиться по имени и отчеству и сообщить приятную новость. Например, о ежемесячной прибавке к пенсии, которая будет поступать на карту Сбербанка. Далее предложит срочно  оформить новую карту и в заявке указать мобильный телефон (для удобства перерасчета). На следующий день «счастливый» пенсионер, сообщив мошенникам номер оформленной банковской карты, даст преступникам доступ через услугу «мобильный банк» ко сем счетам. Лучше всего сказать звонящему, что сейчас вы перезвоните в местное отделение ПФР для уточнения данных.

Старый друг в соцсетях

В соцсетях старый друг просит перевести скромную сумму денег. За редким исключением это означает, что его страницу взломали злоумышленники. Лучше перезвонить приятелю и попросить подтвердить просьбу.