Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №145 (28764) от 18 декабря 2018 года
Издается с 24 февраля 1918 года
18 декабря 2018,
вторник

Родина и герои: «Россия 1» показала сериал Сергея Урсуляка «Ненастье» по роману Алексея Иванова

Кино

Здоровенные парни в камуфляже с цепями и палками в руках разгоняют стихийный уличный рынок. Льётся кровь, экскаватор сминает невзрачные автомобили отечественного производства, звучат короткие, но всем понятные команды. Это возвратившиеся с войны афганцы обеспечивают себе бизнес: Алексей Иванов описал, а Сергей Урсуляк экранизировал историю полувоенной, полукриминальной группировки «Коминтерн», а заодно и Россию 90-х, в которой каждый мог сам придумать для себя законы. «Ненастье» — сериал, беспощадный к зрителю: по стране, которую пытаются не потерять его герои, ностальгировать не очень-то хочется. И всё же приходится: режиссёр добивается этого чувства закадровой музыкой и другими маячками, которые разбавляют нарастающий ужас происходящего на экране. И мы смотрим дальше.

Родина и герои: «Россия 1» показала сериал Сергея Урсуляка «Ненастье» по роману Алексея Иванова / Здоровенные парни в камуфляже с цепями и палками в руках разгоняют стихийный уличный рынок. Льётся кровь, экскаватор сминает невзрачные автомобили отечественного производства, звучат короткие, но всем понятные команды. Это возвратившиеся с войны афганцы обеспечивают себе бизнес: Алексей Иванов описал, а Сергей Урсуляк экранизировал историю полувоенной, полукриминальной группировки «Коминтерн», а заодно и Россию 90-х, в которой каждый мог сам придумать для себя законы. «Ненастье» — сериал, беспощадный к зрителю: по стране, которую пытаются не потерять его герои, ностальгировать не очень-то хочется. И всё же приходится: режиссёр добивается этого чувства закадровой музыкой и другими маячками, которые разбавляют нарастающий ужас происходящего на экране. И мы смотрим дальше.

Персонаж Александра Яценко — главный, хотя среди своих ему лидерство не светит. Бывший воин-интернационалист по имени Герман и по прозвищу Немец ведёт себя скованно, стесняется показывать эмоции и упорно фиксирует окружающий мир на видеокамеру. Это стремление быть оператором действительности то и дело придаёт «Ненастью» документальный облик — а самому Немцу позволяет оставаться в стороне (и по ту сторону) даже среди бывших братьев по оружию. Сериал начинается с небольшого прыжка в будущее: уже на пороге 2000-х Герман работает водителем инкассаторской машины, на которой афганцы, перековавшиеся из рэкетиров в сотрудников службы безопасности банка, перевозят деньги. Главный герой наставляет оружие на товарищей, забирает 15 мешков с наличными и подаётся в бега. Урсуляку остаётся только вдумчиво и по возможности последовательно раскрыть мотивы столь необратимого поступка. Так мы становимся свидетелями образования любовного треугольника, две оставшиеся вершины в котором занимают лидер ветеранов Лихолетов и девушка Таня, наивность которой беспощадно превращается в осознание безысходности под давлением эпохи. Спивающийся отец (в исполнении Сергея Маковецкого), быстро избавившиеся от многих моральных принципов сверстники, любовь к музыке при отсутствии настоящего таланта — всё это вынуждает Таню искать надёжное мужское плечо, но и его, как выясняется, для счастья недостаточно.

В оборот вошла знаменитая фраза «Мы вас туда не посылали», приводившая в отчаяние афганцев, а в качестве ответной реакции образовался не менее знаменитый синдром

Вернувшись из «Медвежьего капкана», как называли Советскую войну в Афганистане в западных СМИ, ветераны обнаружили, что на распростёртые объятия общества рассчитывать не стоит. Ноги колосса по имени СССР уже подломились, его падение — вопрос времени, причём небольшого, и сограждане поголовно занялись устройством собственных судеб. В оборот вошла знаменитая фраза «Мы вас туда не посылали», приводившая в отчаяние афганцев, а в качестве ответной реакции образовался не менее знаменитый синдром. Организация «Коминтерн», которую возглавляет бравый Лихолетов, в «Ненастье» играет роль последнего оплота для отверженных: это вам не какая-нибудь «Бригада» для мажористых профессорских сынков, а полноценное воинское подразделение, только вот присягать никто не требует. Немец со своими операторскими закидонами вызывает у многих «коминтерновцев» неприязнь — он с одинаковой сноровкой уклоняется от обязанностей колотить грушу в спортзале и сограждан на улице, но при этом пользуется особым расположением командира. Но суть вещей объясняет сам Лихолетов: афганцы стали в советском и постсоветском обществе отдельной кастой, тайным орденом, члены которого могут находиться на самых разных этажах социального небоскрёба, но при этом не только признавать друг друга, но и держать на особенном счету. Личное остаётся за бортом.    

Вчерашним солдатам и офицерам приходится отбивать у государства своё силой — когда речь идёт, к примеру, о квартирах в специальных домах для ветеранов Афганского конфликта, которые переобувшаяся власть предпочла бы продать, нежели раздавать бесплатно. Но эта возможность заставить к себе прислушиваться при помощи сжатого кулака развращает: даже сильные мужчины, которых война не покалечила физически, не спешат искать себе мирное занятие и осваивать гражданские специальности. Сорвавшееся с цепи общество только подталкивает к этому, тут и там, словно из-под земли, лезут на свет божий рэкетирские группировки, а где есть соперники, там можно устроить войну. В ожидании первых сражений афганцы смотрят по телевизору футбол, клянут «неафганцев» и чередуют алкогольные возлияния со спортивными тренировками. «Коминтерну» очень хочется оправдать своё название и превзойти в успехах Коммунистический интернационал, захватив как можно больше пространства. В этом потоке каждый сам определяет, через что ему переступать — но и без круговой поруки не обходится. Жестокость смешивается с жалостью к себе, магнитное поле ненависти накрывает виноватых и невиновных. Герман со своей камерой изо всех сил пытается оставаться безмолвным очевидцем, но в итоге всё равно берёт на себя ответственность за других.

Урсуляк действует проверенным методом: за основу взята хорошо сделанная история, которую постановщик переводит на киноязык, внося неизбежные коррективы и расставляя актёров по позициям. В том числе и «любимчиков» — Сергея Маковецкого и Александра Голубева. С передним планом тоже всё выверено на сто процентов: Александр Яценко продолжает подтверждать статус одного из лучших киноактёров страны, а Александр Горбатов, которому досталась роль Лихолетова, явно претендует на место в этом же списке. Сценарий написан так, чтобы не раздражать зрителя переходами из одного временного периода в другой — хотя без них и не обойтись. Главного героя режиссёр делает положительным, несмотря на то, что в первоисточнике Герман (как тут не вспомнить о «Пиковой даме») выглядит достаточно неоднозначно. Так или иначе, из персонажей «Ненастья» в нужный момент складывается образ заблудившейся страны, которую колотит лихорадка: её, конечно, не вернуть, но и забывать не следует. Время дать творческий ответ на некоторые важные вопросы о российских 90-х давно настало: общество и власть привыкли, скорее, обвинять это десятилетие во всех собственных бедах, нежели пытаться его осмыслить.  

Выбранная тема стоила определённых шишек писателю Иванову, теперь пришла очередь Урсуляка, ведь у каждого были свои 90-е, и большинство зрителей в достаточной степени владеют темой, чтобы вступить с создателями сериала в полемику

«Жертвами времени в какой-то мере являемся мы все, потому что всех нас, не спросив, бросили в новую жизнь, объявив предыдущую отменённой, несостоявшейся. С другой стороны, герои фильма (да и мы тоже) — продукт того времени, оно сформировало их. Но главная краска в моей истории — попытка понять людей, которые жили тогда, в чём-то оправдать, в чём-то простить. Но ни в коем случае не осудить, не наказать», — рассказывал в интервью газете «АиФ» режиссёр Сергей Урсуляк. Сам он в эти годы был студентом — и оттого сентиментальность в «Ненастье» иногда плещет через край, заставляя зрителя ощущать щипание в глазах и желание созвониться с людьми, которых давным-давно не слышал и не видел. Слабые места есть и у общества, и у отдельных его представителей — и это уже отдельный выбор, бить по ним или на них играть. Выбранная тема стоила определённых шишек писателю Иванову, теперь пришла очередь Урсуляка, ведь у каждого были свои 90-е, и большинство зрителей в достаточной степени владеют темой, чтобы вступить с создателями сериала в полемику. Это, наверное, и хорошо: если даже в споре и не родится истина, то хотя бы умрёт излишне демонизированный образ собственной страны. Той, которой, согласно слогану «Ненастья», больше нет.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Дискотека 80-х: рецензия на новый фильм «Бамблби» с Хейли СтейнфилдДискотека 80-х: рецензия на новый фильм «Бамблби» с Хейли Стейнфилд
Порезвимся на просторе: рецензия на новый кинокомикс «Аквамен» с Джейсоном Момоа и Николь КидманПорезвимся на просторе: рецензия на новый кинокомикс «Аквамен» с Джейсоном Момоа и Николь Кидман
Будущего нет: рецензия на новый фильм «Хроники хищных городов» с Хьюго Уивингом
Мало половин: рецензия на новый фильм Стива МакКуина «Вдовы» с Виолой Дэвис и Колином Фарреллом
Поиски настоящего: сериал «Лучше, чем люди» с Паулиной Андреевой показали россиянам
Ограниченные возможности: рецензия на фантастический боевик Ли Уоннелла «Апгрейд»
Нюхль, котики, Париж: рецензия на новый фильм «Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда»
Покорение фарса: рецензия на фантастический фильм «Пришелец» с Андреем Смоляковым
Дивный старый мир: рецензия на новый боевик «Оверлорд» от продюсера Джей Джей Абрамса
Поколение недалеких: рецензия на дебютный триллер Надежды Михалковой «Проигранное место»

Медицинский центр «Белая роза» в Благовещенске сменит адресОбщество
Следователи выясняют причины исчезновения с котельной Циолковского 1 000 тонн мазутаОбщество
Государственную жилищную инспекцию Приамурья возглавит Сергей МолинОбщество
Амурские пресс-секретари прошли обучение в медиашколе ТАСС во время «Дней Дальнего Востока»Общество
Губернатор Приамурья поздравил особенных детей с наступающим Новым годомОбщество
«Альпийскую» ель и лавочку с подогревом установили на площади БелогорскаОбщество

Читать все новости

https://www.instagram.com/nashsklad_blg/?hl=ru
http://amurphil.ru/

Кино

Дискотека 80-х: рецензия на новый фильм «Бамблби» с Хейли Стейнфилд Дискотека 80-х: рецензия на новый фильм «Бамблби» с Хейли Стейнфилд
Порезвимся на просторе: рецензия на новый кинокомикс «Аквамен» с Джейсоном Момоа и Николь Кидман
Будущего нет: рецензия на новый фильм «Хроники хищных городов» с Хьюго Уивингом
Мало половин: рецензия на новый фильм Стива МакКуина «Вдовы» с Виолой Дэвис и Колином Фарреллом
Поиски настоящего: сериал «Лучше, чем люди» с Паулиной Андреевой показали россиянам
Система Orphus