Друг молодежи: рецензия на новый триллер «Ма» с Октавией Спенсер и Люком Эвансом

Наблюдать за неожиданными коалициями всегда любопытно. В случае с проектом «Ма» — особенно. Режиссер знаменитой «Прислуги» и актриса, которой этот фильм принес «Оскар», решили создать нечто вроде молодежного триллера, а спродюсировал все это производитель низкопробных ужастиков № 1 по имени Джейсон Блум. Получилось перетягивание скорее каната, нежели одеяла: драма победила страх, а опытные актеры с легкостью отобрали у начинающих максимум зрительского внимания. История о том, как детские поступки могут коренным образом повлиять на жизнь взрослых людей, а легкомыслие — обернуться смертельной опасностью, претендует на лучшего представителя жанра этого лета. Хотя бы потому, что ее создатели хотели чего-то большего, чем просто заработать на искусственной крови.

Октавия Спенсер, сыгравшая главную роль в «Прислуге», признавалась, что несколько утомилась от положительных ролей сильных женщин, которые ее предлагают после оскаровского триумфа. Взять паузу актрисе помог режиссер Тейт Тейлор, который и сам был не против сыграть на поле Джордана Пила и сделать нечто вроде успешного триллера «Прочь» — чтобы было загадочно и жестоко. Усилив состав Люком Эвансом и Джульетт Льюис, а также обеспечив персонажем самого себя, постановщик взялся за дело. Сценарий для «Ма» написал Скотти Лэндис, который явно решил перенаправить творческую энергию из области безумных мультсериалов в жанр хоррора — по крайней мере, выход фильма «Дедкон» про жутких детишек запланирован на ближайшее время. Делать полноценный слэшер (поджанр фильмов ужасов, где есть убийца-психопат, иногда с маской, который преследует и кроваво убивает серию жертв в типично случайной неспровоцированной манере, убивая многих за один день), в котором молодая кровушка лилась бы рекой с первых сцен, никто не собирался. Вся жестокость в картине Тэйлора сконцентрирована в финале, к которому зритель должен пробираться через флешбэки, признания и сопоставление странностей. Впрочем, «Ма» за это первым делом и критикуют — такого рода сюжет предполагает более загадочную подоплеку, как в том же «Прочь», а у Лэндиса он получился гораздо более предсказуемым и доступным для понимания. Здесь чувствуется продюсерское влияние: Блум не из тех, кто привык рисковать деньгами, запутывая публику.

Занятые сами собой и своими неприятностями родители и без того давно перестали замечать в упор собственных детей.

Итак, женщина по имени Эрика, чей брак распался, вместе с дочерью-старшеклассницей возвращается в родной городишко, который когда-то покидала с полным чемоданом амбиций и надежд. Пока она подрабатывает официанткой по вечерам и пытается с нуля построить некое подобие карьеры, дочурка по имени Мэгги скучает в одиночестве и мечтает как можно скорее завести друзей. Желания, как известно, имеют свойство сбываться, и девушка быстро попадает в компанию молодых людей (которых тоже как-то зовут), томящихся от безделья, отсутствия доступных развлечений и прочих аспектов провинциальной жизни. Единственный выход — принимать алкоголь и легкие наркотики, но есть проблема: алкоголь в их возрасте трудно купить и негде употребить. Решением, попадающим сразу во всех зайцев, становится одинокая и общительная женщина по имени Сью Энн, которая сначала помогает обойти запрет в магазине, а потом и предоставляет подвал собственного дома для подростковых увеселений. Все это выглядит несколько подозрительно, но школяры устали жечь костры на ближайших развалинах, где в любой момент могут появиться папы-мамы, а то и вовсе полицейские. Пообещав новой знакомой, которую юнцы за солидный возраст тут же окрестили Ма, не совать свои носы никуда, кроме подвала, будущие анонимные алкоголики уходят в отрыв.

Режиссер и сценарист старательно перебирают все шаблоны подросткового реализма: переезд, страх перед новой школой, желание не выделяться, конфликты с родителями — ну, и первую любовь, куда же без нее. Актеры и актрисы, которым за 20, во всем этом бурлении пубертатных чувств смотрятся довольно комично, но зритель и не к такому уже привык. Стремясь отгородиться от взрослых невидимой стеной «тайного общества», герои «Ма» оказываются в заложниках у столь воодушевленно создаваемой ими ситуации. И дело не в том, кто и кого поджидает с ножом за дверью. Выясняется, что отгораживаться-то было вовсе незачем: занятые сами собой и своими неприятностями родители и без того давно перестали замечать в упор собственных детей. Рутинные требования «обязательно позвонить», «идти к себе в комнату» и «даже не спорить» не работают: те, на кого возложена обязанность заботиться, в эпицентр событий попадают с непростительно большим опозданием. Обычно такие истории заканчиваются приводами в полицию и слезливыми примирениями, но в «Ма» имеется вторая сюжетная линия, которая не позволяет персонажам отделаться легко. И в ней главным героем становится ребенок, которого столь жестоко обижают в школе, что он долго и последовательно превращается в монстра.

Если эта картина способна напугать, то разве что старым добрым напоминанием о том, что чудовища всегда среди нас.

Для фильма с таким финалом рейтинг R был единственным из возможных, поэтому Тейлор позволил себе сыграть на грани, чтобы зритель действительно понял, что происходило со Сью Энн на протяжении долгих лет. Так и не сумев осознать, что подросткам вообще свойственна жестокость, а предоставленным самим себе — и подавно, героиня перестает видеть в людях людей, и в какой-то момент это становится буквальным. Примечательно, что Ма работает в ветеринарной клинике. И хотя вряд ли ее можно уличить в особенной любви к животным, именно там она проходит необходимую школу равнодушия к чужим страданиям. Обычно это только часть профессионализма, но в совокупности с накапливаемой годами ненавистью — кое-что похуже. Танцующие в ее подвале детишки не желают замечать явных знаков, а их в поведении героини предостаточно: Пол Шелдон, герой романа Стивена Кинга «Мизери», разглядел бы все, что нужно, за полчаса. Ма вообще в чем-то списана именно с Энни Уилкз, незаметной медсестры, живущей на отшибе в одиночестве и готовой абсолютно на все. Форменное безумие в фильме Тейлора смешивается с психологическим обоснованием. В результате никаких ответов не дается, но и вопросов, собственно, не остается тоже. И если эта картина способна напугать, то разве что старым добрым напоминанием о том, что чудовища всегда среди нас.

На решение проблемы конфликта поколений режиссер не претендует. Наверняка многие из персонажей после пережитого вырастут алкоголиками, неудачниками и матерями-одиночками. Впрочем, атмосфера полного равнодушия в том месте, где они растут, отлично справилась бы и без Ма. Фильм, конечно, пытается быть в меру динамичным, в меру смешным и в меру напряженным, но удерживать все нити в натяжении одновременно вообще мало кто умеет. Поэтому постепенно зрителю становится абсолютно плевать на персонажей-школьников, за исключением разве что Мэгги, которая на фоне своих новых друзей хотя бы не смотрится совсем тупой. Сценарист не снабдил их никакими жизненными устремлениями, а из интересов подбросил только опьяняющие вещества — школьники не обсуждают ни книг, ни кино, а только скачут, как полоумные, в подвале явно страдающей психическими отклонениями женщины. Герои Льюис и Эванса занимают гораздо меньше пространства, но выглядят не в пример интереснее — хотя бы потому, что из них выросло то, что выросло. А значит, можно поразмышлять — почему. А героиня, имя которой вынесено в название фильма, раскрывает душу полностью — и исчезает, оставив достойное самой себя наследие. Так или иначе, встряхнуть сонный городишко женщине отлично удалось.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.