Перемен требуют наши учителя: в амурских школах пройдут революционные изменения

«В школы уже пришли дети поколения Z, которые гаджеты осваивают быстрее, чем алфавит. И с этими детьми нам надо работать по-новому. И не изменившись, мы это не сможем делать», — считает зампред амурского правительства Андрей Плутенко. Новые вызовы времени и необходимые изменения в системе образования педагоги обсудили на главном форуме амурских учителей — ежегодной августовской конференции. На него собралось более 300 участников со всей области. В течение дня учителя обменивались опытом, участвовали в тренингах и изучали современные системы работы с детьми и родителями.

Образование в приоритете

Вывести обучение ребят на более высокий уровень и сделать их востребованными на рынке труда — главная задача нового национального проекта «Образование». Это особенно актуально для Амурской области, где с приходом крупных инвестиционных проектов происходят серьезные изменения в экономике и промышленности.

— Изменения, конечно, судьбоносные. Такого никогда не было в истории Амурской области. Те проекты, которые у нас реализуются, требуют специалистов нового качества, и без системы образования здесь не обойтись, — подчеркнул на конференции губернатор Василий Орлов.

Нацпроект «Образование» включает 10 направлений работы, и Амурская область уже реализует 8 из них. Это лучший показатель на Дальнем Востоке. Как отметили на конференции, благодаря проекту учебные заведения региона ждет глобальная модернизация.

26

сельских школ в этом году откроют «Точки роста» — предметные кабинеты, оснащенные по последнему слову техники

— В последние годы мы уделяем особое внимание развитию системы образования. Это приоритетное для нас направление. Образование формирует будущее не только каждого человека, но и будущее всей страны, — отметил Василий Орлов. — Более 700 миллионов рублей только в этом году будет направлено в образование по национальному проекту. В этом году будут сданы детские сады, пристройка к 22-й школе Благовещенска, начато строительство школы в Свободном на 520 мест. Отдельное внимание уделяется технологиям: интернет с хорошей скоростью должен быть в каждой школе.

В Приамурье создадут учителей будущего

Но за пять лет должно обновиться не только материальное оснащение школ, но и система обучения детей. И, как отметили участники форума, в новых экономических условиях ответственность учителей и роль образования будет только расти. Жизнь диктует новые правила игры, и будущие выпускники должны быть к ним готовы.

— Сегодня общество развивается так стремительно, что умения и навыки могут в течение короткого времени потерять свою актуальность. Полученный вчера объем знаний сегодня должен стать актуальными компетенциями. А умеют ли, готовы ли сегодня меняться выпускники, а будут ли готовы они измениться завтра? — выступила министр образования области Светлана Яковлева. — Будет ли готов пекарь выпекать хлеб в более современной печи, готов ли доктор применить безопасно новый метод лечения — зависит от нас с вами. Мы понимаем, что педагог развивается и самосовершенствуется на протяжении всей жизни. Он должен быть на шаг впереди своих подопечных.

45,7

года — средний возраст амурских педагогов

Поэтому с этого года в Амурской области начнется реализация еще одного проекта — «Учитель будущего». По словам министра, система учительского профессионального роста охватит не менее половины педагогов региона. К концу 2020 года в России будет внедрена новая, более усовершенствованная форма аттестации учителей на основе единых федеральных оценочных материалов. Кроме того, планируется введение новых должностей в штатных расписаниях школ — старшего учителя и ведущего учителя.

— Старший учитель, наряду с традиционными функциями, будет выполнять роль координатора и проектанта при разработке образовательных программ, осуществлять методическое сопровождение деятельности коллег. Ведущий учитель займется вопросами организации совместной деятельности педагогических работников школ, направленной на обучение и воспитание школьников, также в его функции войдет педагогическое наставничество, — объяснила Светлана Яковлева.

Я бы в айтишники пошел — пусть меня научат

Еще одна задача современного образования — дать выпускникам возможность получить востребованную в регионе профессию с хорошей зарплатой. Как подчеркнула министр образования и науки, только так можно справиться с нежеланием молодежи оставаться в Приамурье. Для этого необходимо вывести на новый уровень систему профессионального самоопределения. Должен быть прогноз: какие профессии будут востребованы в ближайшие пять, десять, пятнадцать лет.

Кстати, как показал анализ, сейчас в Амурской области особенно востребованы IT-специалисты и инженерные специальности, кроме того, по-прежнему нужны грамотные врачи и учителя. «К нам пришли компании мирового уровня, и требования у них к работникам очень высокие. И очень хотелось бы, чтобы образование в Амурской области соответствовало ожиданиям таких серьезных работодателей. Особое внимание к инженерным направлениям необходимо уделять начиная с дошкольного образования и продолжать в школах, колледжах, вузах», — считает зампред областного правительства Андрей Плутенко.

Навигационная карта поможет выбрать работу

При этом недостаточно просто прорекламировать профессии выпускникам, профориентация должна быть не стихийной, а носить системный характер. Детям нужно помочь определиться с их склонностями. Этой проблеме была посвящена отдельная интерактивная площадка «От профессиональных проб до профессионалов», в которой приняли участие и учителя, и работодатели. Участников знакомили с современными методиками и инструментами самоопределения школьников.

— Нашей задачей было рассмотреть линейку федеральных инструментов, которые помогут образовательным организациям построить навигационные карты для каждого школьника. Что такое навигационная карта? Все начинается с тестирования, выявления интересов каждого обучающегося, и дальше, используя различные ресурсы, для него составляется индивидуальный маршрут движения по его профессиональной траектории, — рассказала доцент кафедры теории и практики управления образованием АмИРО Юлия Борзунова. — Навигационная карта разрабатывается для каждого школьника. И чем раньше мы начнем эту работу, тем лучше. Тогда в 9-м классе ребенок сможет сделать осознанный выбор профессии. Мы об этом говорим не первый год. И многие наши школы уже имеют опыт составления навигационной карты.

Профессионалов надо растить с пеленок

Как отметила специалист, в этом году в Амурской области будет реализован проект «Билет в будущее» для учеников 6—11-х классов. Он позволит школьникам попробовать себя в разных профессиональных сферах, чтобы потом выбрать ту работу, которая будет по душе.

— Для участия в проекте нужно будет зарегистрироваться на сайте «Билет в будущее». В сентябре состоится трехэтапное онлайн-тестирование на сайте. Затем с октября по декабрь будут проходить профессиональные пробы. У нас будет работать 11 площадок, ребята смогут пройти пробы по 25 компетенциям — в ознакомительном, вовлеченном и углубленном режиме. После этого они получат рекомендации для развития навыков, — рассказала Юлия Викторовна.

Как добавила ученый, такие тестирования дети должны проходить ежегодно, так как их интересы с возрастом меняются. «Наша задача — своевременно помочь ребенку, чтобы не получилось, что он учится на одну профессию, а потом работает по другой», — добавила Юлия Борзунова.

Проблему выбора профессии решает и дополнительное образование. В том числе детские технопарки «Кванториум». В Амурской области, помимо стационарных «Кванториумов», будут работать несколько мобильных. Первый отправится по маршруту уже в ноябре 2019 года. К 2024-му по населенным пунктам региона будут колесить пять мобильных технопарков.

Учителей области не хватает

В Амурской области свободно почти 30 % вакансий педагогов. В самом большом дефиците — учителя английского языка. Как рассказала министр образования и науки Светлана Яковлева, к 1 августа в области оставались незанятыми 36 вакансий «англичан». В среднем нагрузка на каждого педагога в регионе составляет почти 1,4 ставки.

6 880

учителей работают в Амурской области, штатная численность педагогов должна быть 9 468 человек

— Нормальный размер ставки, при которой у учителя остается время на развитие собственных профессиональных навыков, — 1,2. Для снижения учебной нагрузки необходимо увеличение числа учителей, в том числе, возможно, за счет привлечения молодых кадров, — отметила Светлана Вячеславовна.

Помочь решить проблему должна программа «Земский учитель» — она позволит поддержать педагогов, отправляющихся работать в село. Кроме того, Минпросвещения России предложило внести изменения в Закон «Об образовании», которые позволят студентам 4-го курса колледжей и 3-го курса вузов работать в школах и вести кружки. «В Амурской области четыре года назад начал работу педагогический отряд БГПУ. Это не только снизило остроту нехватки учителей, но и повлияло на решение выпускников вернуться в эти школы после получения диплома», — добавила амурский министр.

Амурская область готовится к новому учебному году. Пока закрыты 25 школьных автобусных маршрутов. Сейчас дорожники занимаются их восстановлением после наводнения. «Но министр транспорта нас заверил, что 2 сентября все ребята доедут к своим школам», — рассказал зампред областного правительства Андрей Плутенко.