Фото: Личный архив семьиФото: Личный архив семьи

Даша в московской клинике до операции.

Виновные и виноватые

Трагедия с участием ребенка и спецтехники произошла 2 марта этого года в городе Зее. В тот злополучный день семилетняя Даша вместе с сестренкой-двойняшкой Ариной возвращались домой из школы. По пешеходному переходу девчата благополучно перешли дорогу с потоком машин, а вот на тротуаре их поджидала беда. Водитель снегоуборочного трактора не заметил детей, обходивших технику с разных сторон, дал задний ход и дважды проехал колесом по сбитому с ног ребенку.

По данному делу летом состоялись суды — уголовный и гражданский. Водитель, управлявший спецтехникой, получил условный срок. А гражданский суд постановил присудить семье девочки компенсацию морального вреда в размере 1 миллиона 300 тысяч рублей. Его должно выплатить предприятие, где работал виновный сотрудник.

«Я просила судью, чтобы водителя не сажали в тюрьму, а сейчас предприятие, где он работал, обвиняет в случившемся мою дочь».

Такой размер компенсации — своего рода тоже чудо; сегодня суды редко присуждают миллион пострадавшей стороне. Даже оставшись без руки или ноги, люди получают моральный ущерб в тысячах.

Но организация-ответчик с данным решением правосудия не согласна и теперь пытается его оспорить. В установленные законом сроки юристы предприятия МБУ «Единая служба по благоустройству города Зеи» (ЕСпБ г. Зеи) подали апелляционную жалобу в Амурский областной суд. Они считают, что Зейский районный суд не учел положения пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации. По которому размер возмещения должен быть уменьшен, «если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда».

— Понимаете, предприятие посчитало, что миллион рублей компенсации — это слишком много для ребенка, получившего после ДТП инвалидность! — возмущена мама девочки. — Честно сказать, я в шоке от наших коммунальщиков. Они статью такую приводят: якобы Даша сама под колеса прыгнула, сама нанесла себе вред. Разве это справедливо — обвинять ребенка, если наезд трактором произошел на тротуаре?! Не на проезжей части, где много машин, а на тротуаре, понимаете.

Слезы на снегу

По словам матери и очевидцев, Даша шла по тротуару. Они с сестренкой-двойняшкой Ариной обходили с разных сторон стоящий трактор, который вдруг неожиданно поехал. Водитель по какой-то причине не увидел девочку на тротуаре и стал сдавать назад. Но даже не понял, что сбил ребенка и проехал по нему, пока прохожие не подбежали и не закричали.

Суд первой инстанции присудил выплатить Даше Архипкиной, пострадавшей в Зее под колесами трактора, 1 миллион 300 тысяч рублей компенсации морального ущерба.

— Тогда у меня тоже встречный вопрос к нашим коммунальщикам: почему в самый час пик, когда школьники возвращались с занятий по этому тротуару, снегоуборочная техника там убирала снег? Почему место очистки не было обозначено специальными знаками? Если бы дочери знали, что там ходить опасно, они бы туда не пошли! — аргументирует Юлия. 

Действительно, трагедия случилась в том районе города Зеи, где всегда большое скопление детей. Это своеобразный спортивно-культурно-образовательный «пятачок» Зеи. Там находятся общеобразовательная и спортивная школы, Дом культуры и спорткомплекс с бассейном. 

После ДТП девочка почти трое суток находилась в реанимационном отделении Зейской районной больницы. Из-за тяжести состояния и плохих погодных условий пострадавшую нельзя было экстренно транспортировать в Благовещенск. У нее был перелом тазовых костей, пострадали внутренние органы, она потеряла много крови. Позже первоклассницу доставили вертолетом в областную детскую больницу. Там она перенесла еще одну операцию.

Врачи откровенно сказали родителям, что если бы помощь затянулась хоть на полчаса, то медики были бы бессильны. Поэтому свою подругу и маму одноклассницы своих дочерей, которая в тот момент ехала мимо на машине и остановилась, Юлия теперь называет ангелом-хранителем. Женщина тогда вызвала скорую и не дала очевидцам тронуть пострадавшего ребенка.

Каждая копейка — не лишняя

За полгода, что прошли с того трагического дня, Даша пережила уже три операции и четыре наркоза. Врачам удалось срастить ее косточки, теперь она нормально ходит.

Сейчас Даша и ее мама находятся в Москве. 10 сентября девочку прооперировали в уроандрологическом отделении Российской детской клинической больницы имени Н. И. Пирогова. Лечение проводится по квоте, а дорогу семья оплачивала за свой счет. Поддержкой супругам стали собранные горожанами средства — после трагического ДТП зейский Дом культуры «Ровесник» для пострадавшей Даши, которая ходила туда в кружки, устроил благотворительную акцию «Подари добро детям».

Теперь в многодетной семье (у двойняшек еще есть старшая сестра) отец — единственный кормилец. А маме девочек, чтобы ухаживать за Дашей, пришлось уволиться с работы. Наверное, не стоит объяснять, почему для семьи каждая копейка не лишняя.

— Сбережений у нас нет, я надеялась, что компенсацию за моральный ущерб нам выплатят. Но судебные тяжбы затягиваются. 9 сентября московские врачи сделали Даше телескопию, обследовали ее, а на следующий день ей провели полостную операцию — пластику мочевого пузыря. К сожалению, шейка мочевого пузыря, которая отвечает за позывы в туалет, у дочери после травмы не работала. Даше приходилось ходить в памперсе, а после операции она сможет пользоваться катетерами. Она у меня борец по жизни, поэтому мы не отчаиваемся.  

Родители пострадавшей девочки надеются, что решение суда высшей инстанции по гражданскому иску будет все-таки в пользу пострадавшей стороны. «Знаете, получается какая-то насмешка судьбы. Когда был суд по уголовному делу в отношении водителя, я просила судью, чтобы человека не сажали в тюрьму, — не хотелось ломать ему жизнь. А сейчас предприятие, где он работал, обвиняет в случившемся мою дочь, считая, что нам слишком много денег присудили», — делится Юлия.   

Возрастная категория материалов: 18+