Фото: admblag.ruФото: admblag.ru

Остановки уходят в «цифру»

Ждать или не ждать — больше не риторический вопрос. В рамках проекта «Умный город» в Благовещенске внедрили еще одну цифровую альтернативу для удобства пассажиров. Перед началом учебного года на остановках наклеили еще 60 специальных QR-стикеров. Таким образом к 1 сентября число «умных остановок» выросло до 100: информационные таблички с QR появились на улице Чайковского, части Театральной, Ленина в сторону конечной пятерки, в некоторых районах КПП.

— Мы с QR-кодами знакомы из‑за пандемии, поэтому сложного ничего нет даже для нас. Можно быть в курсе, когда подъедет автобус, и не нужно грузить какие‑то приложения, выискивать, где и какой водитель, куда срулил, — поделилась мнением пенсионерка Мария Алексеевна, везущая внука из школы № 16. — Зимой мерзнуть не придется, сейчас — мокнуть под дождем.

Аналоги электронных табло имеют и свое преимущество: пассажир узнает номер автобуса. Фото: Алексей Сухушин

Чтобы узнать время прибытия нужного транспорта, женщина уверенно наводит камеру смартфона на свежий плакат и сканирует QR-код. Секунда — и по ссылке открывается мобильное электронное табло с расчетным временем прибытия всех маршрутов. Инициативу реализует Региональный навигационно-информационный центр по Амурской области при поддержке министерства цифрового развития и связи и министерства транспорта региона. Проект, говорят эксперты, не имеет аналогов на Дальнем Востоке, подглядели задумку за границей.

«Фишка» из Европы

— Идея принадлежит заместителю председателя правительства области Павлу Владимировичу Матюхину, — раскрыл подробности директор АО «Региональный навигационно-информационный центр по Амурской области» Егор Мельников. — Он прислал в мае фотографию с вопросом: «А можете сделать так?» В одном из городов Испании на стойках автобусной остановки был штрихкод, который выводил на смартфон табло с временем прибытия автобуса и его номер. Павел Владимирович зажег нас: уже через несколько дней я отправил ему первые QR-коды.

440

автобусных остановок в амурской столице

Само использование QR-кодировки для отслеживания общественного транспорта не новшество для России. Например, штрихкоды можно увидеть в Москве, Подмосковье, Калининграде, Краснодаре и ряде других городов. Однако при этом обычно открывается расписание или карта. Амурские специалисты сделали сервис уникальным: персональный стикер подскажет не просто, сколько осталось ждать автобус на остановке, а еще и его конкретный госномер.

— Такой «фишки», как у нас — чтобы кратко и с привязкой к государственному номеру рейсового автобуса — я не встречал нигде в России. Видел красочные картинки с пиктограммами в Санкт-Петербурге, но в других регионах QR-коды отсылают пассажира к расписанию, в мобильное приложение или на карту, где еще нужно искать автобус или остановку. Мы же сделали лаконично: прогнозное время ожидания, номера маршрутов и отдельную графу с госномером автобуса, — объясняет отличия директор РНИЦ. — Все это в режиме онлайн: каждые 15 секунд сервер шлет информацию, и данные о движении обновляются. Старались, чтобы для пассажира табло было максимально простым. Особенно удобны QR-коды для людей старшего возраста — я сам объяснял на остановках бабушкам, как пользоваться, и им все предельно понятно.

В пару кликов

Амурская IT-разработка уникальна как минимум на Дальнем Востоке, если не во всей России.

Пилотные QR-остановки в Приамурье запустили в июле. В Благовещенске первые восемь тестовых табличек разместили на остановочных пунктах с максимальным пассажиропотоком — рядом с детской городской больницей, поликлиникой № 2 на КПП, торговым центром по Игнатьевскому шоссе по направлению в центр, площадью Ленина. 

— Конечно, мы постарались подобрать точки, где большое количество пассажиров. Правда, вскрылась проблема — не везде есть нормальные остановочные павильоны и, соответственно, поверхности для размещения стикеров. Например, на автовокзале все завешено рекламой — там живого места нет! — рассказал Егор Мельников. — Это нужно устанавливать свой щит, согласовывать с собственниками павильонов… Кроме того, в первую очередь выбрали не современные остановки с электронным табло — они и так выдают информацию о времени прибытия транспорта. QR-коды нужнее на остановочных пунктах, где есть лишь знак остановки и к нему табличка.

 

Специальную кнопку для слабовидящих пассажиров скоро установят на остановке возле городской поликлиники № 1 на Калинина —Ломоносова. «Мы уже научили ее говорить — после нажатия женский голос озвучит информацию о времени прибытия автобуса и другие сведения», — рассказали специалисты.

 

Так, благодаря инициативе одной из предпринимательниц,  стикеры наклеили на столбы с информацией по всему 12‑му маршруту. Перевозчик сама проявила заинтересованность — для улучшения качества и увеличения пассажиропотока: чтобы горожане дожидались транспорт. "Наш маршрут специфический. Есть остановочные пункты, где другие автобусы не останавливаются, поэтому для меня максимально важно, чтобы пассажир был информирован, знал, что ждать», — объясняет индивидуальный предприниматель Анна Желнина.

Останавливаться на сотне не будут.

— Вторым этапом QR-коды появятся и на тех остановках, где уже есть электронные табло: их в Благовещенске сейчас 38. К финалу дорожно-ремонтной кампании установим еще 23 онлайн-табло, они уже получены и будут размещены на новых остановочных павильонах — после ремонта дорог по улицам Мухина, Игнатьевскому шоссе, Ленина, — отмечает Егор Владимирович. — Но электронные табло — технология достаточно затратная. Плюс остается проблема с электричеством: ряд остановок не подключен к сетям, к тому же табло необходимо обслуживать, ремонтировать. С QR-плакатами гораздо проще в эксплуатации.

 

 

 Еще 23 онлайн-табло скоро появятся в Благовещенске.  Они изготовлены в Ярославле. Электронные экраны не боятся жары и холода. В самые сильные морозы вышли из строя только три табло — их отремонтировали. Зной же аппаратура выдерживает без сбоев.    

В перспективе QR-помощниками обзаведутся все 440 пунктов в Благовещенске.  Помимо преимуществ по цене, у технологии имеются и другие плюсы. 

- Есть еще такая хитрость: если вы часто уезжаете с одной остановки, то, однажды отсканировав на ней QR-код,  поместите открывшуюся страничку в браузере вашего смартфона в избранное. Потом достаточно открыть браузер, выбрать сохраненную страницу, и прямо из  дома можно будет увидеть через сколько минут нужный автобус подойдет к остановке, — дает совет разработчик модуля QR-кода и табло, начальник информационно-технического отдела РНИЦ по Амурской области  Алексей Ермошин.

В будущем специалисты планируют создать платформу для мониторинга количества обращений граждан к серверу QR-кодов, а также выводить информацию о состоянии на карту города. Разрабатывают и программу для быстрой подготовки и печати QR-кодов.

Также готовится система управления контентом, которая позволит размещать необходимую информацию под данными о времени прихода автобусов. Создадут специалисты  программу для удобного централизованного управления и мониторинга электронных табло на остановках и запуска бегущей строки с объявлениями.

Белогорск первым оснастил  QR-остановки

К «умному» эксперименту активно присоединился Белогорск, где в июле наклеили 23 стикера по улице Кирова. Мэр Белогорска объявил горожанам в телеграме о новшестве, алгоритме использования и предупредил, что с VPN система не работает — его надо отключать. После апробации QR-информеры появились на всех остановках города — даже раньше, чем в областном центре. Цифровой проект уже оценили и пассажиры, и власть.

— В сервис по поручению главы Белогорска заведены все 167 остановок города. Идея «запаковать» в QR маршрутные линии, с привязкой диспетчеризации автобусов к конкретной остановке, действительно стала прорывной. Реализовали ее IT-специалисты Регионального навигационно-информационного центра по Амурской области. С центром муниципалитет сотрудничает давно. В принципе, это и есть те самые процессы, которые рано или поздно приведут к цифровой трансформации и «цифровой зрелости», — отмечает замглавы по информационным технологиям администрации Белогорска Марина Зингер.

QR-аналоги табло пользуются спросом

Пассажиры активно осваивают ноу-хау: всего в двух городах зафиксировано уже более 35 тысяч считываний QR-кодов. Самыми популярными  в Белогорске оказались остановки 30-летия Победы (1,6 уникальных обращений к сервису), а также 4 км, Рынок и Горпарк (на них приходится более тысячи показов). В Благовещенске лидируют обе остановки около детской горбольницы –  услугой уже воспользовались более  620 и 570 раз.  Затем идут площадь Ленина (440), остановка по Институтской и торговый центр по Игнатьевскому шоссе – свыше 400 обращений.

 

Разработкой заинтересовались Хабаровск и Камчатка

Кстати, заинтересовались амурской разработкой и соседи-дальневосточники. «Хабаровск полностью рассматривает наше решение. Мы уже настроили пять остановок, сейчас они тестируются. Следующие на очереди — камчадалы, которые обещали даже приехать в Благовещенск посмотреть работу QR-остановок», — поведал Егор Мельников.

 

«Девятка» и «четверка» — в рейтинге худших

250

автобусов осуществляют пассажирские перевозки в Благовещенске, 50 — в Белогорске, 40 — в Свободном

Диспетчеризация общественного транспорта и новые технологии позволяют выявлять добросовестных, пунктуальных и нерадивых водителей.

По словам диспетчеров, маршруты, которые закреплены  в Балговещенске за муниципальным предприятием «Автоколонна-1275», более дисциплинированны. Самая безобразная репутация — у «девятки», этот маршрут — лидер по количеству жалоб от пассажиров. Также в рейтинге худших перевозчиков отличилась «четверка».

 

ВОПРОС-ОТВЕТ

Почему автобуса не дождаться, хотя в приложении он едет?

Фото: admblag.ru (Архив АП)

— Главная наша боль — не все перевозчики-частники добросовестные и порой съезжают с маршрута без уведомления, — отвечает директор Регионального навигационно-информационного центра по Амурской области. — Есть такое понятие, как ранний исход. Водитель не сообщает о том, что завершил работу, диспетчер не заметил исчезновения в системе и не снял транспортное средство с наряда. Мы настроили тревоги (сигналы в программе. — Прим.АП), но такие инциденты случаются. Второй момент — перевозчики грешат тем, что автобусы выходят с неисправным навигационным оборудованием: оно намеренно выключается либо сломано, или есть проблемы с подключением к федеральному оператору ГЛОНАСС. Из 220 выходящих на линию автобусов пара десятков бывают без навигации. Вместе с отделом по организации транспортного обслуживания населения города Благовещенска с этим боремся. Как вообще отслеживаем транспорт? Каждый прибор в автобусе настроен на сервер у ГЛОНАСС, а мы ретрансляцией получаем эту информацию в региональной системе. И тут тоже бывают сбои, задержки со стороны серверов федерального оператора, однако через несколько минут информация восстанавливается, поэтому это не такая беда как намеренное отключение навигатора. Третья причина расхождения маршрутов с онлайн-табло — автобус идет вне выпуска: допустим, водитель выехал в рейс в свой обеденный перерыв, программа «выкидывает» его.  Люди звонят в диспетчерскую и резонно возмущаются: почему на экране автобус есть, а по факту его нет?! Мы собираем все «шишки», стараемся реагировать и ведем статистику обращений, анализируем.

Телефон диспетчерской службы АО «РНИЦ по Амурской области»: 77—77—28. Время работы — с 06:30 до 22:00.

Жалобы — это зеркало нашей работы. Чем больше инструментов для отслеживания графика движения транспорта, чем больше мы установили табло на остановках, тем чаще пассажир задает вопрос диспетчерской! Однако диспетчеризация и мониторинг транспортной отрасли позволяют собирать достоверную информацию и выявлять нерадивых перевозчиков.  Возможность обратной связи есть также в сервисе «GO2BUS»: нужно нажать на конвертик справа вверху «Предложения / замечания о работе пассажирского транспорта» и, указав Ф. И. О., описать проблему.

Куда еще придет мониторинг транспорта

В ближайшее время в Приамурье запустят по поручению губернатора диспетчеризацию межгородских и пригородных маршрутов, которые курирует минтранс области.  Автобусы пока отследить в режиме онлайн нельзя, однако уже можно посмотреть расписание и остановки 21 маршрута. Например, из Благовещенска в Свободный, Углегорск, Белогорск, Константиновку, Зею, Райчихинск и другие населенные пункты. В перспективе остановочные павильоны межмуниципального транспорта надеются оснастить также QR-кодами. Кроме того, РНИЦ предлагает опробовать новшество и на школьных маршрутах.

Вслед за Благовещенском и Белогорском скоро смогут увидеть движение и время прибытия автобусов жители Свободного, Свободненского района, Тынды, Шимановска. Диспетчеризацию и мониторинг общественного транспорта обещают начать уже в сентябре. Сейчас перевозчики подключаются к федеральной системе ГЛОНАСС. В газовой столице будет также работать пять информационных сервисов для информирования пассажиров.

"Благовещенск — в лидерах по сервисам для пассажиров"

Фото: Архив АП

Егор Мельников, директор Регионального навигационно-информационного центра по Амурской области:

— Сегодня мы можем похвастаться: Благовещенск среди всех дальневосточных городов передовой — тут действует пять информационных систем для пассажиров. Так, сейчас работают мобильные приложения «Gо2BUS» (и его «зеркало» — региональный сайт «АВТОБУС28. РФ»), «Bustime», «2 ГИС» и «Яндекс», «Умный транспорт». Пассажир может и использовать на выбор любой из сервисов — тот, который нравится и кажется более удобным. Теперь добавляются и QR-коды.

 

КОММЕНТАРИЙ

Фото: amurobl.ru (Архив АП)

Анна Скок, заместитель министра цифрового развития и связи Амурской области:

— Сама я пока не пользовалась QR-кодом на остановке — живу близко от работы. А вот мои дети оценили, это очень удобно. И еще школьниками (старший сын в этом году уже студент) пользовались другими разработками — выходя из дома, смотрели в приложении, узнавали, где движется автобус. Цифровизация проникает во все области жизнедеятельности Приамурья — образование, здравоохранение, строительство и транспорт в том числе. Самая главная цель цифровой трансформации — чтобы новые сервисы были удобны и полезны для амурчан.

Наша область успешно реализует нацпроект «Цифровая экономика», в рамках которого в регионе внедряется 5 проектов. Большой федеральный проект, в котором мы участвуем, — перевод массовых социально значимых услуг в электронный формат: сейчас амурчанам доступны порядка 80 государственных и муниципальных услуг в электронном виде. То есть любой человек, зайдя на портал «Госуслуги», может подать документы через свой личный кабинет и получить результат либо в электронном виде, либо в МФЦ, либо в органе власти, оказывающем услугу, как будет удобнее. Амурская область уже вошла в десятку лидеров по переводу услуг в электронный вид, но мы на этом не останавливаемся.

В других сферах также готовятся нововведения. В настоящее время тестируются модули региональной информационной системы сферы образования, которые позволят проводить аттестацию педагогических работников и осуществлять мониторинг качества образования в цифровом формате. Кроме того, в Приамурье внедряется единая цифровая платформа, которая обеспечит предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере физкультуры и спорта.

Возрастная категория материалов: 18+