• Фото «Амурской правды»
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП

Белых пятен становится меньше

Отец Игнатий по благословению рхиепископа Гавриила (Стеблюченко), первого архиерея восстановленной в 1994 году Благовещенской епархии, на протяжении четверти века собирает материал о дальневосточной чудотворной святыне — Албазинской иконе Богородицы «Слово Плоть Бысть», тесно связанной с историей освоения Приамурья, и о преподобном Гермогене, который принес икону на берега Амура.

— По прошествии времени некоторые исторические сведения приходится пересматривать, уточнять. Находятся новые документы и свидетельства, подтверждающие или опровергающие ранее сделанные выводы, что-то видится иначе, — говорит отец Игнатий. — В истории освоения Дальнего Востока остается много так называемых белых пятен. По мере осмысления накопленного фактологического материала что-то удается прояснить. Удивительно, но благодаря этому интереснейшему делу я живу двумя эпохами. В итоге родилось желание изложить свои размышления, зафиксировать их в первую очередь для себя. Мне приходилось часто ездить по приходам, а их до недавнего времени было с десяток, да и в Благовещенск нужно было выезжать. От Магдагачей до областного центра на автобусе — порядка семи часов. Дорогой обдумывал и писал небольшие рассказы — планшет всегда под рукой. Изначально не было цели превратить эти заметки в книгу, но директор издательства «Царское Слово» Игорь Михайлович Сасим убедил, что надо это сделать.  

Отец Игнатий готовится встречать архиерея. с. Албазино, декабрь 2000 г.

…Вспоминаю 1998 год, когда в «Амурской правде» выходило приложение «Золотые купола», где мы много писали о возрождении Благовещенской епархии. Именно тогда я и познакомилась с отцом Игнатием и даже присутствовала на его монашеском постриге в Гавриило-Архангельском храме, что на Горького. А через какое-то время уже брала у него интервью.

Тогда я узнала, что отец Игнатий закончил Омский госуниверситет, получив квалификацию «физик. преподаватель», а после обучения в аспирантуре Омского политехнического института — еще и «инженер-исследователь». Видимо, за это тяготение к науке и поручил владыка Гавриил отцу Игнатию собирать сведения об истории и чудесах Албазинской иконы. И в 2000 году, в год 350-летнего юбилея древнего сковородинского села, молодой иеромонах впервые отправился в Албазино, которое спустя время станет для него родным.

— Когда приехал впервые, особого трепета не ощутил, еще не проникся любовью к этому месту, хотя слышал и читал о нем много, — вспоминает отец Игнатий. — В том же году владыка перевел меня на Албазинский приход в честь Албазинской иконы Пресвятой Богородицы. К декабрю мы закончили строительство нового храма, где 7 декабря, на День святого апостола Андрея Первозванного, была отслужена соборно первая Божественная литургия, которую возглавил правящий архиерей. Вот тогда-то обилие неведомого и заработало в моем сердце и в душе. Накопленные впечатления вылились в большую любовь и к Албазину, и к огромному периоду российской истории, с ним связанному. И до сих пор я этим живу и дышу, радуюсь и мучаюсь. До сего дня нахожусь под действием тех первых впечатлений, которые наполняются новыми смыслами, новой жизнью, новыми радостями — настолько они велики.

Албазинские чудеса

Фото: «Амурской правды»

Возвышенность, сохранившаяся от крепостного вала когда-то грозного острога на берегу Амура, Поклонный крест, небольшая часовня-усыпальница, под сенью которой продолжаются перезахоронения поднятых археологами из братских могил останков казаков, державших здесь оборону в XVII веке, — многое сегодня напоминает в Албазине о тех давних событиях…

Албазинский острог за свою небольшую историю перестраивался несколько раз, укрупняясь и укрепляясь. В 1683 году, за два года до первой войны с маньчжурами, он был капитально перестроен. Защитники возвели двойные крепостные стены, промежуток между которыми заполнили землей, в надежде, что это позволит защититься от вражеских ядер.

Но тяжелые маньчжурские пушки, которые выливали для них голландские иезуиты, не оставили шансов. После переговоров русские, оставив крепость, ушли к Нерчинску.

— Десять дней продолжалась первая осада Албазинского острога шеститысячной маньчжурской армией, — рассказывает отец Игнатий. — В начале июля враг пошел на приступ. Гарнизон из почти пятисот человек защищался отчаянно, но главной бедой была нехватка боеприпасов. Воевода вынужден был начать переговоры. Маньчжурский военачальник Лантань потребовал от русских парламентеров личного присутствия Алексея Толбузина. Вместе с воеводой прибыл и седоволосый старец Гермоген. По-видимому, и здесь не расставался богоносный отец с иконой Божией Матери «Слово Плоть Бысть», своей постоянной спутницей.

После этого визита русским дали уйти на Нерчинск, но и маньчжуры быстро покинули сожженный острог. Их уход был похож на паническое бегство. Иначе как можно объяснить, что они вторично ослушались приказа императора Канси и не успели сжечь созревающую пшеницу?

— Как и в 1684 году, их напугала большая «белая женщина», ходившая по Амуру. Была и еще одна духовная защита у казаков. В 1683 году албазинцам явились святые благоверные князья Всеволод и Довмонт, псковские чудотворцы, обещавшие им свой покров в предстоящей войне, — продолжает батюшка. — Менее чем за год острог восстал из пепла. Новоалбазинск построили по самым передовым достижениям фортификационного искусства того времени. А собранного урожая албазинцам хватило на два года. Разве это не чудо?

Летом 1686 года начался новый поход десятикратно превосходящего по численности маньчжурского войска на албазинцев. Сначала армия многократно, но безуспешно штурмовала крепость, а затем решила взять ее измором. Началась трехлетняя блокада, известная как «албазинское сидение».

Владыка Гавриил в Албазине говорит проповедь во время первой службы в новом храме. Декабрь 2000 г. 

О поразительной силе духа албазинцев свидетельствует еще один исторический аргумент. К весне 1687 года только от цинги в остроге умерло порядка пятисот человек. Маньчжуры предложили воеводе Афанасию Бейтону прислать в крепость свих лекарей, чтобы помочь больным. Было понятно, что это разведывательное мероприятие. Воевода ответил, что милостью Божией в остроге все здоровы и сыты. А на Пасху торжественно передал маньчжурским военачальникам пудовый пирог (пуд равен примерно 16 килограммам).

В 1689 году, после подписания Нерчинского договора, казаки все же оставили Албазин, собственноручно его разрушив. Причиной тому были грубейшие ошибки русских дипломатов…

— Албазин XVII века можно сравнить с Москвой XVвека, — продолжает игумен Игнатий. — Для западной части России Москва при Иване III стала столицей, объединив вокруг себя русские земли. Благодаря тому, что Албазин выстоял в войне с маньчжурской армией, начались дипломатические сношения между двумя великими империями. Причем Цинская сторона впервые в своей истории «села за стол переговоров» по вопросу разграничения пограничных территорий с соседним государством. Благодаря такому положению дел в середине XIX века границей между странами стал Амур. Хотя это могло случиться еще в XVII столетии, когда центру крайнего на востоке Албазинского воеводства предназначалось стать политической и духовной столицей огромного края за Байкалом.

Плодотворное освоение Дальнего Востока не могло продолжаться без Амура, как питающей артерии развития края, следовательно, и без Албазина, русского порубежного форпоста. Албазинское воеводство было способно снабжать восточные остроги пшеницей и другой сельхозпродукцией, выращенной на плодородных пойменных землях Амура и прочих даурских рек. Сибирское снабжение было неудобным и дорогостоящим. Немаловажной для России была добыча восточной пушнины, обеспечивающая до трети государственного бюджета.

Три луча после яркой вспышки

Фото: «Амурской правды»

Не менее важно и духовное значение Албазина в истории России.

Цитата из книги «Албазинские очерки»:

 «Образно говоря, для Албазина, как феномена, как своего рода самородка, выросшего из недр русской православной государственности, момент оставления Амурской цитадели стал переходным в новое, более высокое бытийное качество.

Парадоксально! Значение слов «Албазин», «албазинцы» не только смогло масштабно-территориально перерасти свои понятийные, географические границы воеводства, но перешло ещё и в ранг международный. Причём заработал исторический процесс расширения Албазина, его горизонтов, с того момента, когда он, можно сказать, исчез, сожжённый врагом.

Фото «Амурской правды»

Видимым образом проявился изначально этот процесс через разделение уходящих албазинцев на три составные части, каждая из которых Промыслом Божиим призывалась жить, влиять на окружение, формировать свой уникальный албазинский уклад. Как три луча, после яркой вспышки героической жизни и борьбы на берегах великого Амура, разошлись они, оставив крепость. Большая часть против воли победителей направилась в Забайкалье – Нерчинский острог. Ещё одна группа – на Лену. Третья группа ушла в Пекин».

Пройдет полтора столетия, и потомки казаков, ушедших в Забайкалье, вернутся на Амур и будут основывать Амурское казачье войско. Потомки же абазинцев в Пекине до сих пор не потеряли духовную связь со своими пращурами, они по-прежнему называют себя албазинцами, имеющими две родины — Китай и древний Албазин.

Где являются святыни, как не святом месте?  

Фото: «Амурской правды»

Цитата из книги «Албазинские очерки»: 

«Древняя чудотворная Албазинская икона была единственной до начала XX века святыней за Байкалом. А что есть Дальний Восток для России? Это 42 % всей её территории и 6 % её населения. Благодаря ей мы духовно, да и всей жизнью ощущаем себя под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы. Но где являются святыни, как не на святом месте? Древний Албазин сам по себе есть чудотворный феномен в истории Святой Руси, имеющий глубочайшие духовные корни как избранный удел Божией Матери».

Удивительный старец Гермоген 

Фото «Амурской правды»

История скудно делится с современным исследователем сведениями о преподобном Гермогене.

— Личность старца по прошествии сотен лет усматривается подобно вспышкам молнии, островками света во мгле неведения, ярко осветившими разные периоды его подвижнической жизни, — говорит албазинский батюшка. — Все о нем проявленное можно только попытаться соединить в единое целое, наводя через осмысление доступных сведений логические мосты между этими островками. Что я и пытаюсь делать многие годы.

Старец Гермоген был разносторонне образованным человеком — и светски, и духовно, он проявил себя как архитектор, строитель, знаток военного дела, иконописец, большой любитель литературы. В Албазине им была собрана уникальная библиотека. Впечатляет каллиграфическая строгость и красота его почерка. Гермоген был талантливым миссионером и легко находил общий язык со всеми, кто был рядом.

Отец Игнатий. с. Албазино,  декабрь 2000 г.

По мнению отца Игнатия, архимандрита Гермогена можно поставить в один ряд со Святителем Иннокентием (Вениаминовым), апостолом Сибири и Америки, утверждавшим в XIX веке православие на востоке России, а также с архиепископом Гавриилом, который восстанавливал духовную жизнь на Дальнем Востоке после советского богоборческого периода.

— Старец Гермоген не был случайным человеком на дальней окраине России. Да и все, что через старца просияло на Амуре святостью, давалось Богом, как мощный фундамент к становлению огромных территорий за Байкалом, как составной части Святой Руси, — говорит отец Игнатий. — Уникальными для Дальнего Востока был не только он, как духовный деятель, но и три иконы, принесенные им на берега Амура — образы Божией

Матери, именуемой «Слово Плоть бысть», Спаса Нерукотворного и святителя Николая Чудотворца Можайского типа. Все они почитаются с древних времен как иконы-покровительниц «градов и границ».

Даурскую епархию так и не открыли

Фото «Амурской правды»

Процесс казачьего продвижения на восток требовал духовной поддержки. Идеологом духовного преображения новых земель был  патриарх Никон. Когда в 1654 году было решено открыть Даурскую епархию с центром в Албазине, не исключено, что к святительским подвигам на Амуре в столице готовился архимандрит Московского Новоспасского монастыря Гермоген. До этого он был наместником Саввино-Сторожевской лавры, излюбленного места молитвы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Архимандрит Гермоген был отправлен в Тобольск.

— Невольно возникает вопрос: «Почему старец открывал монастыри и подворья на большом расстоянии от Албазина?» — размышляет игумен Игнатий. — При отсутствии священников они были необходимы как духовные базы для окормления многочисленных забайкальских и даурских острогов, крестьянских поселений. Благодаря им отец Гермоген в своих миссионерских буднях во время длительных путешествий справлялся с обязанностями духовника. Можно также предположить, что таким образом, с начала своего появления на Амуре, он приступил к решению задач по формированию будущей Даурской епархии, к сожалению, так и не открытой.

Первыми монастырями, стали Успенский Нерчинский и Албазинский Всемилостивейшего Спаса, в который старец перебрался в 1671 году, с прибытием в острог священника Феодора Иванова.

Рядом с острогом были открыты два подворья вниз и вверх по Амуру. В 1675-м старец Гермоген с албазинскими и нерчинскими казаками дошел до места будущего Селенгинского Свято-Троицкого монастыря в 80 километрах от Байкала, где заложил Свято-Никольскую церковь. На месте, где расположен сейчас Посольский Свято-Преображенский монастырь (сейчас — территория Республики Бурятии), им был в то же время поставлен Поклонный Крест в память погибшего на пути в Пекин русского посольства.

Еще один монастырь был основан на месте Кумарского острога, на острове в устье реки Кумара.

— Творя святительские дела, чему свидетельством величайшие плоды его жизни, архиереем Даурским старец Гермоген так и не стал, и не его в том вина. Но дух преподобного Гермогена и сегодня мощно проявляется в Албазине, — говорит отец Игнатий. — В 2021 году правящим архиереем Благовещенской епархии архиепископом Лукианом (Куценко) здесь было освящено монастырское подворье в честь Преподобного Гермогена Албазинского.

Главное послушание отца Игнатия сейчас — возрождение монастыря, устроенного три с половиной века назад. Албазинский батюшка уверен, что когда-нибудь здесь будет Дальневосточная лавра, и Албазино вновь станет мощным духовным форпостом на Дальнем Востоке. А написанная им книга — это один из шагов по возрождению древнего Гермогенова монастыря.  

***

Албазино готовится к торжественному перезахоронению защитников острога (фото)

 

В Албазине торжественно предали земле останки защитников острога. Фоторепортаж

Возрастная категория материалов: 18+