• Фото: Семен Налетов
  • Фото: Семен Налетов
  • Фото: Семен Налетов
  • Фото: Семен Налетов
  • Фото: Семен Налетов
  • Фото: Семен Налетов
  • Фото: Семен Налетов
  • Фото: Семен Налетов

Выбирали между «Грозой» и «Снегурочкой»

По мнению режиссера «Грозы», Островский всегда современен, поэтому сегодняшняя постановка — классическая интерпретация пьесы.

— Мы обратились к достаточно сложному произведению. Первоначально выбирали между «Грозой» и «Снегурочкой», — рассказал АП режиссер спектакля Роман Зареев. — Однако сопоставив все нюансы, решили остановиться на «Грозе». При выборе  учитывали не только свои предпочтения, но и интерес зрителей.

Сюжет пьесы достаточно прост. Главную героиню пьесы Катерину (Екатерина Тимошкина) выдали замуж за безвольного Тихона Кабанова (Максим Червяков). Он во всем слушается свою мать Марфу Игнатьевну (Юлия Стафиевская), которую за глаза прозвали Кабанихой. Женщина живет по принципам домостроя, отличается жестокостью и властностью и истязает невестку.

Катерина не любит мужа, но смиренно терпит тиранию свекрови. Сама девушка влюблена в Бориса Григорьевича (Ярослав Шевченко), племянника Дикого (заслуженный артист России Олег Бойко). Борис также любит Катерину. Молодые люди начинают тайно встречаться, но их счастье оказывается недолгим.

Само действие разворачивается на набережной вымышленного города Калинова. Здесь герои влюбляются, страдают и принимают судьбоносные решения. В постановке минимум песен и танцев. Но душевный колорит вносят напевы народных песен, сцена распития из самовара чего-то крепкого веселыми девушками-хохотушками и чечетка Кулигина.

В постановке много режиссерских находок, которые по достоинству оценили зрители. Одна из них — маленькая девочка, изображающая Катерину в детстве. Кроме того, в постоянном напряжении зрителей держат переброшенные через воду настилы. Скользкие и хрупкие мостки заставляли публику вздрагивать каждый раз, когда по ним перемещаются актеры.

Изюминка спектакля — в его артистах

Фото: Семен Налетов

Роман Зареев признается, что «Гроза» — непростое для постановки произведение и многое зависит от профессионализма артистов.

— Знаете, каждый режиссер носит с собой чемоданчик пьес, которые он готов ставить на любой сцене. Но важно не только желание режиссера, но и профессионализм актеров. Не во всех театрах артисты готовы к таким ролям, — отмечает режиссер.

Амурские оказались готовы. Всего в постановке задействовано 16 артистов. Среди них известные и полюбившиеся зрителю Юлия Стафиевская, Екатерина Тимошкина, заслуженный артист России Олег Бойко, заслуженная артистка Амурской области Наталья Петрова, заслуженный артист России Роберт Салахов и Савватей Снарский.

Фото: Семен Налетов

Самая юная артистка драмы «Гроза» — Анастасия Седышева, ученица театральной студии «Грим». Ей всего шесть лет, но со своей ролью девочка справилась блестяще. Для своего возраста у нее большая и ответственная роль.

— Я играла Катерину в детстве. Очень волновалась, перед выходом повторяла слова за кулисами, — призналась Анастасия Седышева. — Это не первый мой выход на сцену, но сейчас очень большая роль, много слов и действий. До этого я очень старалась в спектакле «Горький хлеб Албазина», поэтому режиссер и пригласил меня на роль маленькой Кати.

«У зрителя «школьное» отношение к Островскому»

Фото: Семен Налетов

Роман Зареев отмечает, что зритель зачастую подходит к Островскому с точки зрения советской педагогики и тех шаблонов, которые люди получили в школе. Из-за этого возникает неправильная трактовка образов: например, Катерина должна быть более романтичной и инфантильной, а Кабаниха — грузной женщиной в годах.

— Это наша беда. Зритель приходит в театр и думает, что на протяжении двух часов бедную Катерину будут бить, унижать и истязать. Но здесь вина не самих учителей, а школьной системы преподавания, которая заложена с советских времен. В России у зрителя школьное отношение к Островскому, — рассказал Роман Зареев. — «Гроза» — это история про молодых. Не про старую Кабаниху, которая не дает жить молодым Кабановым. С чего вы взяли, что ей глубоко за 60? У Островского в пьесе сказано, что у Дикого есть дочки, не внучки. А он с Кабанихой одного возраста.

Режиссер уверяет: ничего постороннего в пьесу от себя не добавил, а следовал тексту автора. Поэтому интерпретация произведения классическая. А за любовной линией и торгово-денежными отношениями прячется очень важная мысль.

— Эта пьеса прежде всего о прощении. О том, что людям нужно научиться прощать. Один из персонажей, Кулигин, говорит: «Там судят, не здесь. Здесь надо бы прощать», — объясняет Роман Зареев. — Все персонажи «Грозы» — люди, которые хотят жить. Но, как говорят, «моя свобода кончается там, где начинается ваша». Персонажам никто свободно жить не запрещает, но им нужно договориться, как они это сделают. Вот они и пытаются, исходя из своего восприятия.

Эксклюзивные костюмы сделаны по мотивам «Русской коллекции в Париже»

Фото: Семен Налетов

На костюмы для «Грозы» театр не поскупился. Артистам сшили эксклюзивные наряды, которые вручную расписаны цветочным орнаментом. Работали над одеждой в пошивочном цеху драмтеатра. 

— Мы отталкивались от показа Славы Зайцева «Русская коллекция в Париже». Взяли такие же стиль и крой, — отмечает режиссер постановки Роман Зареев. — Некоторые говорят: «Что-то костюмы у артистов нерусские!»  У Островского герои одеты в соответствии с модой XIX века. Они что, должны в кокошниках через костер прыгать? У нас не деревня Дураково, а город Калинов. 

Впечатляют и декорации «Грозы»: высокие фонари, имитация набережной, бульвара и проекция храма на заднем плане. Дополняют и усиливают драматический накал происходящего на сцене раскаты грома и огромная туча, появляющаяся во втором действии пьесы.

3 тонны водной стихии на сцене

Фото: Семен Налетов

Одной из загадок «Грозы» для зрителя стала речная гладь, которая разлилась почти по всей площади сцены. Персонажи постоянно задействуют воду: запускают кораблик, брызгаются и даже ходят по ней. Во время спектакля вода находится в специальном резервуаре, напоминающем резиновый бассейн. Для создания этой емкости специально выбирали нужный материал. Затем его проклеили, прошили, вставили бортики. И начали думать, как удержать здесь три тонны воды.

Усмирить стихию на сцене оказалось непросто. Над этим вопросом ломали голову художник-постановщик Михаил Карягин, главный художник театра Константин Чистов и режиссер Роман Зареев. Сейчас секрет технологии держат в тайне.

Фото: Семен Налетов

— Чтобы удержать воду в резервуаре, нужно многое продумать. Сделать так, чтобы ничего не утекло, позаботиться об электрических механизмах под сценой, чтобы они не пострадали. А еще не наделать дырок металлическими станками, которые стоят на воде, — рассказал Роман Зареев.

Набор воды в резервуар занимает около часа. Еще столько же нужно на откачку. После спектакля воду убирают при помощи насоса. По признанию режиссера, были в практике и нештатные ситуации: однажды во время откачки воды аппарат сломался. В итоге монтировщики вручную вычерпывали воду при помощи ведер.

Минимум песен — максимум текстовой музыкальности

Фото: Семен Налетов

В драме «Гроза» звучит авторская музыка с нотками народных мотивов. Роман Зареев тщательно выбирал сопровождение, чтобы не «забить» текст великого классика.

— Мы обозначили «Грозу» как природное явление в двух действиях. Поэтому музыка должна создавать атмосферу, а не быть прямой отсылкой к происходящему, — объясняет Роман Зареев. — Я долго думал, какую музыку выбрать, и в итоге решил обратиться к своему другу Александру Гассану. Он художник, но кроме картин также пишет музыку. Александр скинул варианты, я прослушал и выбрал композицию.

В спектакле соединили два города: Кинешму и Благовещенск

Фото: Семен Налетов

В драме Островского события разворачиваются на реке Волге. Но в постановке Романа Зареева название реки нигде не упоминается. И это не случайность.

— Действие спектакля могло происходить в любом русском городе, где есть глубокая река. Если вы внимательно посмотрите на декорационное оформление спектакля, то это соединение двух городов — Кинешмы и Благовещенска. Например, фонари — с набережной амурской столицы, а фонарь, который стоит чуть впереди, — кинешемский. Узор на решетках ограды бульвара также представляет из себя слияние двух городов. Орлы —отсылка к Благовещенску, а чайки — к Кинешме. То же самое касается города, который проецируется на заднем плане. Это тоже некое совмещение кинешемских церквей и местной набережной, — пояснил Роман Зареев.

Такая коллаборация не случайна. Сам Роман Зареев родом из Кинешмы, и предположительно там же происходит действие пьесы, где жил и работал сам Островский.

***

«Театр, как хирург, вскрывает опухоли»: Татьяна Бедина о том, как живет живет единственный в Приамурье драматический театр, о чем мечтает его директор и что чаще выбирает амурский зритель

Возрастная категория материалов: 18+