Так получается чаще всего. Редкие исключения вроде «Чужих» или «Терминатора-2» не объясняют яростное стремление Голливуда множить сиквелы и триквелы со скоростью среднего истребителя. Как напугать по-настоящему В 2002 году на экранах появился американский фильм «Звонок». Не знаю, как в Штатах, но в Благовещенске точно мало кто знал, что это был ремейк одноименного японского фильма. Причем трудолюбивые кинопроизводители Страны восходящего солнца к этому времени успели выпустить еще две ленты на эту тему -предысторию и продолжение. Поводом послужило массовое признание фильма в Японии, где страх и смерть - неотъемлемая часть многовековой культуры. Достаточно прочитать пару рассказов Акутагавы или пролистать альбом с репродукциями Хокусая. Американские продюсеры не были бы американскими продюсерами, упусти они такой популярный в отдельно взятой стране продукт. За дело взялся режиссер Гор Вербински, на главную роль пригласили австралийку Наоми Уоттс, хорошо зарекомендовавшую себя в «Малхолланд Драйв» у Дэвида Линча. В общем, Японию сменили на США, перекроили сценарий, подредактировали основную идею и аккуратно подсыпали спецэффектов. Премьера заставила основную массу зрителей потрясенно молчать в кинотеатрах и в течение долгого времени бояться звука собственных шагов. Даже самым закоренелым любителям «ужастиков», давно воспитавшим в себе иммунитет к страху, в кинозале становилось не по себе. Все дело в том, что японцы научили американских авторов пугать совсем иначе, чем раньше. До «Звонка» лучшим хоррор-режиссером, по мнению многих критиков, являлся Альфред Хичкок, давным-давно взошедший на этот пьедестал. Его фильмы выгодно отличаются от других: старина Альфред хоть немного дани отдавал психологии. Остальные либо наряжали кучу плохих актеров в лохмотья и делали им грим каких-нибудь зомби, как Джордж Ромеро, либо сгоняли молодежь в заброшенный дом, где за ними гонялся псих из их компании в балахоне и маске с огромным ножом, как Вес Крейвен. Не знаю, может, американская публика и содрогалась от этих плохо поставленных шоу, но российский зритель на подобные фильмы ходил так - развлечься и пивка попить. «Звонок» оказался гораздо психологичнее. Персонаж, олицетворяющий зло, в кадре появлялся мельком до самого финала. Пугал не он - страшно было от атмосферы. При этом сюжетная линия была несложной - просто непонятной: видеопленка, на которой запечатлены какие-то неприятные отрывки документально подобного фильма. Семь дней жизни, которые остаются тому, кто ее посмотрел. Обезображенные лица тех, кто не смог спастись за эту неделю. И образ девочки в белой рубашке, с длинными черными волосами, закрывающими лицо, сброшенной в колодец. Через эту видеопленку она может посылать людям жуткие видения из своего черно-белого мира. А главное - знаки, знаки, знаки. Предметы, постоянно предупреждающие о близкой опасности, которая не всегда приходит. Глубокий и завораживающий фильм, эффект от которого не теряется и после повторного просмотра. Подмена культур в обыкновенном ужастике Естественно, премьера второго «Звонка» собрала полные залы. Так устроен человек: в пропасть хочется заглянуть еще и еще раз. Тем интереснее, что на этот раз режиссером фильма выступил Хидео Наката - автор второй части японского варианта «Звонка». Вполне логично было надеяться, что он привнесет в картину родной колорит, да и сама идея, в конце концов, родилась в Японии. Авторы «Звонка» оставили в конце первой части недосказанность, которая стала лазейкой для создания второй. Главная героиня журналистка Рейчел не уничтожила кошмарную девочку Самару из колодца, а только отвела удар от себя и своего сына. После чего (это, собственно, и есть начало «Звонка-2») переехала в маленький тихий городок забывать ужасы прошлого. Вот это сразу и насторaживает - вспомните, сколько голливудских продолжений начинается с провинциальных пряток? Героев так и тянет сразу после крови и убийств переселиться поближе к природе. Но это никогда им не помогает. И на сей раз Самара легко отыскала своих старых знакомых, чтобы навсегда переселиться в тело несчастного мальчика Эйдена и «сеять ужас и смерть», как написано в рекламных буклетах. Абсолютно непонятно, с чего злой монстр прицепился к этим двум персонажам, если легко мог вселиться хоть в президента и сеять где угодно все, что заблагорассудится. Тихий городок потрясает необъяснимая смерть юноши, посмотревшего видеокассету. Рейчел - единственная, кто знает, в чем причина этой гибели. Она уничтожает пленку, но уже поздно: волей сценариста Самара в этом уже не нуждается. Через некоторое время она вселяется в Эйдена, как запланировала. Пока мама мальчика мечется в поисках средства против зла, сын заставляет людей совершать самоубийства или пугает их до смерти. ...И вдруг зритель понимает, что его надули. Японский режиссер не только не украсил фильм тонко нарисованными иероглифами - он просто разогрел в микроволновке большой американский гамбургер. Причем высокобюджетный. Нет и тени той скрытой опасности, что в первой части. Самара, нарочито разложившаяся и мокрая, все кино маячит на экране и напоминает этим Фредди Крюгера. Да что там! Фредди был страшнее. Необъятное поле для юмора В «Звонке-2» все предсказуемо и наивно. Герои постоянно оставляют друг друга в одиночестве в лучших традициях «Пятницы, 13» и «Крика». Само собой, с ними в это время случаются разные неприятности. Наоми Уоттс (ей остается только посочувствовать - зря она согласилась сыграть в продолжении) старается изо всех сил и напряженно думать, и реалистично пугаться, но от этого лучше не становится. Слишком много она совершает глупостей. Как героине удается совмещать это с догадливостью, одному сценаристу известно. Авторы не объясняют многих важных вещей и разжевывают очевидные. Почему Самара, вселившаяся в мальчика, ничего не слышит, когда он спит? Проблемы со слухом? Нет. Просто не было других идей, как обмануть подлое зло. Зато на самый простой способ избавить мир от демона - убить носителя - нам настойчиво намекают до самого конца. А зачем? Ведь и дураку ясно, что такая умная и любящая мать извернется как угодно, но сына убивать не позволит, хоть он творит зло налево и направо. Вообще, в «Звонке-2» очень немного запоминающихся моментов. Один из наиболее ярких - сцена, когда на лесной дороге машину главных героев атакуют взбесившиеся олени. Снято на высоком реалистичном уровне и очень эффектно. Если в первой части Самаре достаточно было один раз вылезти из телевизора, чтобы эту сцену долго вспоминали завороженные зрители, то в новом фильме от ее появлений рябит в глазах. И сохранять эти сцены на жестком диске собственного сознания - только занимать место. Очередное разочарование в продолжении хорошего фильма подтверждает, что вероятность плохого сиквела приближается к ста процентам. Но это ни в коем случае не служит создателям кино рекомендацией к улучшению его качества. Потому что зрителю всегда хочется узнать, что же случилось впоследствии с полюбившимся персонажем. Даже если этот персонаж - мертвая девочка, живущая в колодце.

Возрастная категория материалов: 18+