Последний фильм Стивена Спилберга шумел не меньше, чем марсианская техника массового уничтожения. Рекламные ролики радовали масштабностью, Том Круз на буклетах смотрел в небо с понятной тревогой, и вообще, премьера была очень и очень ожидаемой. Всем известно, как Спилберг умеет обращаться со сценариями, попадающими в его руки. После «Списка Шиндлера» все вопросы к режиссеру отпали далеко и надолго. А тут - экранизация Уэллса! Море спецэффектов и захватывающий сюжет, - потирали руки кинолюбители. Ну что ж, премьера состоялась, давайте подведем итоги. ...Перечитывая «Войну миров» после спилберговской вариации, понимаешь, что от гениального англичанина в фильме не осталось практически ничего. Разве что сама идея, марсианские машины-треножники и еще парочка мелочей. Все остальное прилеплено к довольно пожилому литературному произведению даже не прозрачным скотчем, а грубой изолентой. Желание создателей картины перенести действие в двадцать первый век понятно. Не нужно тратиться на декорации под старину, опять же, в наше время и танки внушительнее, и люди одеваются симпатичнее. Вместо Англии - Штаты, что тоже не вызывает особого удивления. Из Тома Круза такой же англичанин, как из Шварценеггера тибетский монах. Нехилый бюджет в 128 миллионов долларов пошел на нужды зрелищности. Да и тому же Крузу Спилберг по старой дружбе отстегнул немаленькую сумму. Итак, необъяснимые природные явления поселяются в США. В землю бьют многочисленные молнии, электрические приборы выходят из строя, и всем непонятно и страшно. Герой Тома Круза Рэй, безалаберный крановщик, среди этого хаоса заботится о детях, которых на его попечение оставила бывшая жена. А потом из-под земли появляются чудовищные металлические треножники, и героям остается только бегать от них в течение всего фильма, пытаясь добраться в Бостон до той самой бывшей жены. Треножники передвигаются быстро и смертоносными лучами уничтожают все живое на своем пути. Правда, некоторых человеческих особей они оставляют в живых, забирая в плен. Марсиане лишены сочувствия и рассудительности. Только сейчас непонятно, зачем было придумывать новый вариант инопланетной высадки. По классику с Марса на Землю были посланы специальные корабли-цилиндры, в которых сидели осьминогообразные пришельцы, далеко опередившие человечество в интеллектуальном развитии. Что ж, в это можно поверить. Спилберговские же марсиане закопали жуткую технику в земной грунт еще во времена динозавров. А потом, по всей видимости, устроили продолжительный турнир по настольному теннису, потому что вернулись на нашу планету только в 2005 году. Как люди умудрились не наткнуться на огромных металлических чудищ, прокладывая коммуникации и вообще копаясь в земле на протяжении тысяч лет, неизвестно. Паноптикум непонятных новшеств Книга Герберта Уэллса рассказывает вовсе не о ужасных марсианах, ворвавшихся в атмосферу нашей уютной планеты, чтобы поработить землян. Его пришельцы, создавшие идеальные машины для убийства и питающиеся кровью живых существ, - это люди. Писатель в увлекательной форме фантастического повествования попытался ткнуть читателей лицом в собственное существование. Прогресс, направленный на истребление себе подобных, животные в качестве пищи... По Уэллсу мы ничем не лучше хладнокровных пришельцев, подыскивающих себе новое место жительства. Спилберг, от которого трудно было этого ожидать, оставил в истории только вторжение металлических монстров и героическую борьбу американского народа со своим испугом. Не верьте тому, что говорят рекламные ролики фильма: мол, после первого обескураживающего ужаса пришло время сражаться. Вся могучая американская военная техника не смогла нанести пришельцам ни малейшего вреда, а единственный героический поступок совершил (удивительно!) главный герой, взорвав гранатой кровожадное устройство изнутри. Еще одну идею Уэллса создатели фильма так и не сумели выкинуть из сюжета: марсиан победили земные бактерии, оказавшиеся губительными для инопланетного организма. Таким образом, зрители получили очередную не очень умную, но зато впечатляющую картинку. Действительно, местами за героев становится страшно. Треножники Спилберга, появляющиеся на холмах, выглядят реалистично и угрожающе. Том Круз к месту эффектно бегает и к месту же не менее впечатляюще пускает слезу. Но даже его душевные муки по поводу совершенного по необходимости убийства почти не напрягают циников из двенадцатого ряда. Стоит призадуматься о сюжетной линии, как зритель впадает в кратковременный ступор, который сменяется чувством какого-то неудобства. В холле кинотеатра вы можете приобрести попкорн с символикой «Войны миров». Но фильм от этого не станет продуманнее. На фоне общей бестолковости выгодно смотрится один из самых ответственных актеров Голливуда Тим Роббинс. Роль сумасшедшего в подвале сделана на совесть. Роббинс выглядит интереснее, чем юная суперзвезда Дакота Фэннинг, играющая маленькую дочь Рэя. Она, кстати успела уже составить компанию Роберту Де Ниро в «Игре в прятки» и Дэнзелу Вашингтону в «Гневе». Теперь ее список пополнился безумно популярным на сегодняшний день Томом Крузом. У девочки большое будущее. Не стреляйте в режиссера Трудно представить, что сказал бы бедняга Уэллс, выходя из кинотеатра после премьеры. Обычно авторы крайне ревностно относятся к экранизациям своих произведений (исключение - Сергей Лукьяненко, перекроивший «Ночной дозор» вдоль, поперек и в глубину). «Война миров» на бумаге тоже была историей большого бегства. Толпы лондонцев, в панике наводнивших дороги, описаны в книге живо и беспощадно. Бегство по Спилбергу постепенно нагоняет тоску. Главные герои родились даже не в рубашках - в бронежилетах. Их обходят стороной и лазерные лучи, и пули мародеров, и гусеницы армейских танков. Так что, досмотрев до непременного хеппи-энда, не удивляйтесь - вам показали семью величайших счастливчиков. Даже оказавшись в брюхе жуткой машины, высасывающей кровь из несчастных людей (инопланетяне, кстати, удобряют кровушкой поля, на которых растет какая-то гадость), крановщик Рэй выкручивается из ситуации. А его сынуля, который в течение всего фильма рвется надрать марсианам их инопланетные зады, выживает в мясорубке, из которой никто, кроме него, выбраться не сумел. Место воссоединения рода - Бостон. Нет, фильм, безусловно, достоин внимания. Спасибо Спилбергу и компании хотя бы за то, что взяли за основу не популярный американский комикс, как это делается в последнее время, а изрядно подзабытое публикой произведение. Глядишь, и прочтут. Да и видеоряд сделан на пятерку. В общем, визуальное удовлетворение зрителю обеспечено. Но пока лазерные лучи сверкают за горизонтом, огромные треножники трубно гудят, а человеческая кровь льется на поля новой Земли, становится понятно, чего хотел добиться Уэллс и как его не поддержали американцы. Тот факт, что пришельцы гибнут не от точных попаданий американской артиллерии, а от обычных для землян вирусных заболеваний, очень важен. Он говорит о том, что при всей своей напыщенной прогрессивности человечество беззащитно перед силами природы. И во власти этих сил стереть его с жесткого диска вселенной или спасти. В книге «Война миров» полоумный священник принимает марсиан за посланников небес, призванных наказать людей за прегрешения. Главный герой видит пришельцев с научной точки зрения. Но и тот, и другой прекрасно понимают, что объединение человечества возможно только в случае появления угрозы извне. Пока ее нет, производство автоматического и ядерного оружия останется на потоке. В общем, мир спасут вовсе не героические американцы. Но в принципе Спилбергу можно простить все-все. За гениальность. Грядет новая эра, и да здравствует кино.